Dec 172012
 

Сергей Александров: Я ВЫ СКАЗАТЬ ХОЧУВ Одессе вышла в свет новая книга поэта

Она уже шестая по счету. C первой читатель познакомился в восьмидесятом. Тогда наши газеты писали о соцсоревновании и высоких надоях молока, сегодня – известно о чем. Все изменилось вокруг. Но Время как бы обтекает его стихи, формируя извне, как при литье под давлением – специальная форма. Раньше поэт, по собственному его признанию, писал «на вырост», с прицелом в будущее. Сегодня его стихи как бы растут из прошлого. И между временными пластами – строки, близкие читателю и тогда, и сейчас.

У Сергея Александрова немало описаний природы. Как и у других авторов. Но почему так трогает именно его поэзия? Вероятно, потому, что тут не только описания, но и само продолжение природы, незримо соединение с ней того, о чем думал, что переживал.

Ты мне пишешь – туманы окутали Лондон.
У подъезда стоят долговязые ливни.
А здесь ветры играют на клавишах лодок
На лотках продают абрикосы и сливы.

Без бюстгальтера солнце проходит в зените –
Это время кормлений детей и растений.
Как лазутчики ночи, что в город проникли,
Ослепленные тени сползают по стенам.

А на пляже мужчины тасуют колоду.
Дребезжащий трамвай огибает Пересыпь.
И все так хорошо, но мне хочется в Лондон,
Где стоишь ты одна на ступенях у Темзы.

Настроение? Безусловно. Грусть? Конечно. Любовь? Скорей всего. Но как писал об этих стихах критик, «о самой любви не сказано ни слова, хотя кажется, что здесь все о ней. Ею пропитаны и звуки долговязых ливней. Легко угадываемые, там, в Лондоне, они перекликаются с мелодиями здешних ветров, что играют на клавишах лодок. И автор, как бы тоже играя на клавишах, меняет лишь букву в слове. И это уже не лодки, а лотки. И в рисуемой картине так естественны фрукты, неподвижные на лотках. Абрикосы похожи на маленькие солнца. Их много, они составляют свою солнечную систему, отличную от той, что во Вселенной. А в бесконечной бездне, в зените, светило не только отсчитывает время, но и кормит собой. И дело тут не в по-матерински схожих округлостях – груди и солнца, а в сути, в кормлении. Оно в основе природы, которая живет им. И еще ожиданием. Ведь понятно, что лирический герой с нетерпением ждет встречи с той, по кому скучает.

Природа встреч продиктована логикой нашей жизни. В том числе – встречей радостного бытия с грустью жизненных обстоятельств. Они так причудливо переплетены, что и не различить».

Строки Сергея Александрова, кажется, возникают не из сора, как давно заметила о стихах Анна Ахматова, а из глубоких его переживаний и точных наблюдений. Они несут на себе отпечаток шестидесятых, когда страна, помнившая военную разруху, жила предчувствием перемен, что находило, конечно же, отражение в поэзии Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Их сегодня почитают за классиков. Но корни александровских стихов уходят куда глубже, к нашим землякам Эдуарду Багрицкому и Саше Черному. Если с первым созвучно напряжение ритма, то со вторым – ироничность. И под панцирем мужской бравады, за игрой в цинизм открывается такая беззащитность, такая жажда тепла, что сжимается сердце:

Страсть без рассуждения.
В пряди серебро.
Это наваждение
Или бес в ребро?
Это трель закатная,
Но не соловья.
Катя, Катя…Катенька,
Не жалей меня.
Не жалей затраченных
На любовь минут –
Молодые мальчики
Все тебе вернут!

Признаться, читая, слегка споткнулся на «молодых мальчиках». Спросил себя, а бывают ли «старые»? И ответил: ну конечно же бывают. Я даже знаю таких, убеленных сединами, кто сохранил юношескую уверенность, что думают за них другие. Считают: их право не отвечать, а спрашивать. Со всех и за все.

Однако «молодые мальчики» резануло, не столь сильно, чтобы отвлечь от других строк. А там, при всем погружении в чувство, трезвый счет. Не с начала жизни, а с ее конца. И хотя никто не знает, сколько накукует кукушка в пророческом том лесу, тем не менее ее звуки все отчетливей, и все ясней нужно отвечать себе на вопрос, а что хорошего в твоей жизни было? Не потому ли при этом счете от обратного, хочется лирическому герою добрать то, чем был обделен?

И голод на чувства, который и предполагает эту «страсть без рассуждения» (а кто знает о страсти с рассуждением?) тем не менее размышления вызывает: это наваждение или бес в ребро? Тут и беспомощность перед тем, что происходит, потому что от наваждения человек не защищен, и оправдание некое, поскольку бес в ребро – это ведь со многими и раньше было.

Многие поэты писали о творческих своих корнях. Однако так, как Сергей Александров, мало кто.

Хвала учителям моим стократ,
Которые учили строчки штопать.
И даже двоечники с задних парт
Подсказывали что-то в полушепот.

Но был я в прошлой жизни фармацевт
И потому из повседневной хрени,
Добавив рифмы новые в рецепт,
Я все-таки создАл стихо-творенье.

Улыбку расправляя по щекам,
Я языком слова на ощупь трогал…
Так сука лижет первого щенка,
Заматерев от боли и восторга.

Если строчки приходится штопать, то возникает вопрос: почему порваны? Из-за неумения автора создать крепкую стихотворную ткань или из-за того, что рвет ее окружающее бытие?

Интересны ориентиры: не только замечания отличников, но и подсказки двоечников. Такова жажда поэзии – вбирать все, что можно. И дальше – восторг и боль. Тот самый рецепт, к которому автор добавляет новые свои рифмы. И чего больше, боли или восторга, не важно. Важно, что первое переходит во второе. Без патетики, почти с деталями физиологическими. И памятное первое стихотворение, что для суки – первый щенок.

Тема рождения и смерти, вероятно, подспудно тревожит автора. Как тревожила многих известных поэтов, включая Александра Пушкина и Бориса Пастернака. Однако Сергей Александров нашел свое выражение этой тревоги. И высказал ее убедительно. В отличие от поэтической зауми, которую, возможно, не всегда понимают даже те, кто выдают свои творения за новое слово в литературе. Хотя на самом деле повторяют давно пройденное.

Книга же «Я высказать хочу» продолжает лучшие поэтические традиции. Метафоры ярки. Образы точны. Повороты неожиданны. И это делают Сергея Александрова одним из самых заметных авторов.

Аркадий РОММ.

avatar

Аркадий Ромм

Родился в Одессе. Журналист. Подробности в газетах разного времени "Вечерняя Одесса", Аргументы и факты","Общая газета" (Москва), "Киевские ведомости". Победитель профессиональных конкурсов. Автор романа "Честный журналист продаётся один раз".

More Posts

  2 Responses to “Сергей Александров: Я ВЫ СКАЗАТЬ ХОЧУ”

  1. Я знаю поэта Сергея Александрова больше полувека. Тогда, в шестидесятых его таланту многие завидовали и говорили, что он берёт не чувствами, а задницей, стихи высиживает. А я видел, как из него буквально фонтанировали очень лирические стихи, но он уже тогда очень строго относился к написанному – шлифовал месяцами. Талант и труд. Если нет хотя бы одного – нет и поэта.
    А Сергей есть!

  2. А книжка-то называется не совсем так…
    Я
    ВЫ
    СКАЗАТЬ
    ХОЧУ
    Даже в этом оформлении обложки проглядывает то, с какой тонкостью чувствует Сергей Александров ЯЗЫК – вот уж точно: на вкус! Не только высказать, а сказать ВЫ, как когда-то говорили наши предки – “Иду на вы!”. То есть, яростно, страстно желая проникнуть в сознание читателя, объединить себя с ним, чтобы не просто сказать в никуда, в воздух, а объединиться с ним в СОзерцание, СОощущение, СОмыслие! Рада, что знакома со стихами Сергея по публикациям на сайте.

 Leave a Reply

(Необходимо указать)

(Необходимо указать)