Sep 022013
 

Марина АдамовичC 4 по 6 октября 2013 года в Нью-Йорке вновь пройдет Фестиваль Российского Документального кино. (официальный сайт Фестиваля www.rusdocfilmfest.org) Если обратиться к всезнающему Гуглу, то он подскажет нам, что Фестиваль этот – ежегодный, что в этом году он пройдет уже в шестой раз, что интерес Нью-Йоркской публики к русскому кино не ослабевает, и английские субтитры действительно востребованы, потому что представители русской диаспоры отнюдь не составляют большинство в зрительном зале Трайбека-центра и на других фестивальных площадках.
Организатор фестиваля – корпорация «Нового Журнала», основанного в Нью-Йорке еще в 1942 году Марком Алдановым, Михаилом Цетлиным при поддержке Ивана Бунина (история журнала сама по себе интересна, впрочем, с журналом можно познакомиться на сайте
www/newreviewinc.com). Фестивалем занимается команда энтузиастов под руководством куратора Марины Адамович, она же – редактор “Нового Журнала”. У нее я и решила взять интервью.

– Марина, в прошлом и в позапрошлом годах мы посмотрели в рамках фестиваля очень серьезные документальные фильмы, такие как «Нюрнберг, которого не было» Игоря Холодкова (на меня он произвел самое сильное впечатление). Но вот несколько лет назад, помню, я была на фестивальном показе фильма “Похороните меня за плинтусом”, тогда еще шли фильмы “Царь”, “Анна Каренина”, и все это называлось “Неделя русского кино”. Это – два разных фестиваля?

– Ира, это два совершенно разных события. «Неделя русского кино» – это именно неделя показа российских художественных фильмов. Здесь слово «фестиваль» означает «праздник», именины сердца для русских американцев, которые получают возможность посмотреть на большом экране (то есть – в кинозале, а не на мониторе своего компьютера) интересные фильмы из России. Наш фестиваль – это формат международного кинофестиваля. Во-первых, мы показываем только новые фильмы, снятые за прошедший и текущий годы. Во-вторых, это не просто случайные картины, выбранные организаторами по своему вкусу: все ленты стали лауреатами или были отобраны для конкурсных программ международными или российскими кинофестивалями. Для создателей фильмов наш фестиваль – еще одно «испытание на прочность», серьезное творческое состязание. На этом ежгодном фестивале мы показываем только документальные фильмы. Цель наша, если оценивать с точки зрения профессионалов, – представить американской аудитории российскую документалистику и новые работы режиссеров-документалистов диаспоры. Через документ мы, голосом и камерой документалистов, рассказываем о том, что такое сегодняшняя Россия, ее общество и культура. В этом смысле наш фестиваль уникален: это единственная профессиональная площадка российского документального кино в США, работающая в фестивальном формате. Так что если говорить о зрительском интересе – он вполне закономерен.

– А кто и по какому принципу отбирает фильмы для того Фестиваля, который Вы организуете?

– Для отбора фильмов на фестиваль с апреля работает оргкомитет, его формирую я как куратор проекта корпорации «Новый Журнал» / The New Review, Inc. Как я уже сказала, это фильмы последних лет: созданные не ранее прошлого года – для конкурсной программы, а для внеконкурсного показа – не ранее 2011. Мы отбираем фильмы только из числа участников кинофестивалей текущего года – т.е. 2013-го, отдавая предпочтение фильмам-лауреатам. Идея проста: если эти ленты отметили в России или в Европе, мы покажем их в Нью-Йорке. Однако для режиссеров-документалистов диаспоры, которые снимают фильмы о России, мы делаем исключение – и по очень простой причине: они практически лишены другого выхода на широкую аудиторию, и наша задача помочь им показать свои работы, а зрителям – дать шанс увидеть интересные ленты, которые просто негде больше посмотреть. Кроме того, как на любом профессиональном фестивале, на нашем существует понятие формата – вполне стандартные требования к продолжительности фильма, и – с учетом особенности нашей аудитории – все работы должны быть с английскими субтитрами.

– И какие фильмы мы увидим в этом году? Это уже известно?

– Да, программа уже составлена, с 1 сентября мы вывесим ее на сайте фестиваля www.rusdocfilmfest.org на двух языках. В этом году у нас очень интересная программа – 24 фильма. Среди них – фильм Сергея Мирошниченко, ведущего документалиста России, – «Рожденные в СССР. 28 лет» (совместное производство России и Великобритании). Сергей привезет на фестиваль очередной фильм своего документального цикла, его героям уже 28 лет, – а начал он снимать их семилетними. У цикла весьма амбициозная цель – показать жизнь одного поколения, рожденного в уже несуществующей советской империи и пережившего все перипетии стыка веков. За второй фильм цикла Мирошниченко получил в Нью-Йорке премию «Эмми», здесь, в Нью-Йорке.

17 марта 2013 года исполнилось 75 лет со дня рождения великого танцора Рудольфа Нуриева. Мы покажем документальные работы, посвященные ему, – они будут представлены американским художником, академиком Национальной академии дизайна Сергеем Голлербахом. Сергей – старинный друг Нуреева, а к тому же и племянник его первой учительница Анны Удальцовой, балерины Дягилевской группы, сосланной в сталинские времена в Уфу.

Далее – удивительная работа о мультипликаторе А. Петрове, лауреате «Оскара» за мультфильм «Старик и море»; о конструктивисте Родченко; фильм об известнейшем американском художнике-мистике Павле Челищеве, эмигранте первой волны, о его необычных работах – от его первых работ и до «черепов» и светящихся тел. Кроме фильмов, посвященных творческим личностям (прекрасного фильма о Балтрушайтисе, о Людмиле Улицкой, о композиторах-минималистах и других), есть несколько очень сильных работ социального плана – скажем, «Город М», «Юрий Щекочихин. Я был здесь…», «Широкие объятья», фильмы о войне – среди них работа одного из лучших российских режиссеров Андрея Зайцева; о сиротах. Мы собираемся показать фантастически красивый фильм «Повесть о Вуквукае» – об оленеводах Чукотки. Наша молодежная программа представлена работами очень талантливых молодых российских режиссеров. В этом году мы впервые представляем российский кинофестиваль – ArtoDocs (СПб) – прилетает его генеральный продюсер Лев Наумов с двумя фильмами и рассказом о своем проекте.

– Почти каждый из представленных на Фестивалях фильмов был удостоен уже разных премий и наград, и этот год – не исключение. Но обычному зрителю, такому как я, названия всех этих конкурсов говорят не так много, мы ж знаем лишь «Оскара» да «Нику»… Остается принять на веру, что все эти награды – свидетельство серьезного профессионального признания. А вот кстати: наш Нью-Йоркский Фестиваль тоже присуждает какие-то премии?

– Ира, наши участники – лауреаты самых престижных кинофестивалей, давайте я просто перечислю несколько: международные кинофестивали «Послание к человеку», АРТДОКФЕСТ, «Окно в Европу», МФДК «Флаэртиана», МФДК в Амстердаме и Лейпциге, национальная премия «Лавровая ветвь», МФФ о правах человека «Сталкер», Национальная премия РАК «Ника» и другие.

У нашего фестиваля – несколько наград. Дизайнерская работа нью-йоркского художника Алекса Солдиера – Grand Prix фестиваля, Специиальный приз жюри, «Лица России» – присуждается жюри, есть еще приз зрительских симпатий «С благодарностью: были» и приз корпорации «Новый Журнал» за вклад в русскую культуру в ХХ-ХХ1 веках; несколько призов от спонсоров фестиваля. У нас существует жюри, составленное из американцев и русскоязычной творческой диаспоры в Нью-Йорке. Например, в течение пяти лет в нашем жюри Виталий Комар, известный художник соцарта, входит в жюри фестиваля профессор New School Тони Анемоун, другие известные профессионалы. Жюри проделывает колоссальную работу, оценивая все фильмы конкурсной программы, каждый судья выносит свое жесткое независимое решение. При этом хочу подчеркнуть особо: наш фестиваль – некоммерческий. Участники не платят за показы на фестивале, и фестиваль не вручает денежных премий.

– А на каких площадках пройдут фестивальные показы? В прошлом году были дополнительные площадки в Русском культурном центре «Отрада» и в культурном центре Общества «Родина» (штат Нью-Джерси). Будут ли где-то помимо Трайбеки демонстрироваться фестивальные фильмы в этом году?

– Кроме традиционной площадки в киноцентре Tribeca Cinemas (54 Varick St.), фестиваль будет работать в центре DCTV Джона Алперта, ведущего американского кинодокументалиста, номинанта на «Оскар», лауреата 15 (!) «Эмми» (обращаю внимание, что число мест в центре ограничено, не более 60, поэтому рекомендую не затягивать с решением посмотреть программу, которая будет представлена 6 октября на 87 Lafayette St.). В Трайбеке мы снимаем 2 зала: первый день – большой зал, а вот в последующие два дня – маленький, так что тоже решение принимайте не откладывая, в прошлом году мест не хватило. 6-ой фестиваль 2013 года будет проходить также на дополнительных площадках в Бруклинской центральной библиотеке и в культурном центре старой русской эмиграции «Отрада» (Village of Chestnut Ridge. штат Нью-Йорк). Что и где будет показано – смотрите на сайте фестиваля www.rusdocfilmfest.org.
– До сих пор Фестивалю удавалось, благодаря грантам и помощи энтузиастов, сохранять почти символические цены на билеты. Но вот на других кинофестивалях в Нью-Йорке билеты даже и “со специальной скидкой” едва ли можно купить дешевле, чем за $20 (во всяком случае(,) мне не удавалось). А какие цены ожидаются в этом году?

– Организаторы фестиваля не занимаются билетами. Ценообразование – это прерогатива киноцентра Трайбека, коммерческой организации, а наш фестиваль – некоммерческий. За счет продажи билетов центр покрывает наш долг за аренду помещений. Трайбека, как международный киноцентр, – весьма дорогое удовольствие. Однако шесть лет назад мы твердо решили: наши зрители, как и российское документальное кино, достойны лучших киноплощадок. Нам есть что показать и что сказать миру – и мы будет отстаивать это свое право. Я рассчитываю, что цены в этом году не изменятся; мы, как общественная организация, занимающаяся исключительно вопросами культуры, имеем прерогативу настаивать на льготах для наших зрителей (недостающее доплачивает наша корпорация из полученных грантов и своих доходов от журнала). Мы ожидаем, что как и в прошлом году билеты в Трайбеке будут по12 долларов за сеанс, будут льготы для студентов и пенсионеров и на групповые заявки (не менее 10 человек). В Бруклинской Центральной библиотеке пройдет бесплатный показ внеконкурсных фильмов (без субтитров).

= А с чем хочет познакомить этот Фестиваль: с работами российских документалистов – или со всем, что снимают сегодня русские режиссеры по всему Земному шару?

 

– С тем, что снимают русские режиссеры по всему Земному шару. Российская документалистика – одна из интереснейших в мире (как и вообще – кино с его мощными традициями, которыми во благо себе воспользовался весь мир); мы даем возможность через документальное кино увидеть подлинную современную Россию – как, впрочем, и подлинное историческое прошлое России. Более того, режиссеры диаспоры (а все они работают в лучших традициях лучших российских киношкол – начиная от Эйзенштейна, через Михаила Чехова, – до сокуровской школы, до студии Марины Разбежкиной и др.) потому и стали равноправными участниками нашего фестиваля, что они тоже – часть русской культуры, только – вне России. Скажем, в этом году в молодежной программе у нас представлен фильм из Норвегии – о детском доме в Петрозаводске. А для тех, кто не знает русского или знает его плохо, – все фильмы с английскими субтитрами.

– Марина, у Вас так много работы по выпуску журнала, по проведению конкурса имени Марка Алданова – а это ж не конкурс четверостиший, это – солидная (в первую очередь по объему) проза! Я вот пару раз поучаствовала в судействе поэтических конкурсов, где состязаются подборки на пару страниц, и то “еле жива осталась”, а Вы – десятки повестей вычитываете. Что заставляет Вас уже в шестой раз браться за такой огромный проект, как проведение кинофестиваля?

– Ира, да я уже, собственно, ответила: глубочайшее почтение перед богатством русской культуры и ее творческими людьми; – и уважение к таланту. Ведь, поймите, в творчестве нельзя солгать – текст начинает говорить помимо вас. Сама форма выдаст вас, если начнете врать. То, что происходит сегодня в российском документальном кино – на всех его уровнях, во всех его эстетических школах, – это феноменально! Это какое-то невероятное скопление талантов – и совести. Для меня эти вещи вообще связаны. Второе: здесь, в Америке, мы на самом деле ничего не знаем о России. Кому-то не хватает информации, кто-то, в силу отсутствия общего культурного фундамента, не способен проанализировать даже доступную информацию… Только документальное кино может дать вам правильный образ – как кино факта. Более того, ведь здесь интересна и интерпретация фактов, представленная режиссером-документалистом – как носителем культурных кодов современной России. Вы хотите знать? – узнайте из первых рук, а не в чьем-то дурном пересказе. А хотите, чтобы вам вправляли мозги и вместо информации предлагали кем-то пережеванный «обед из трех блюд»? – ну, тогда не ходите на наш фестиваль, он вам помешает спокойно спать.

– Марина, Вы уже ответили на мой следующий вопрос – до того, как я успела его задать. Я как раз собиралась задать такой провокационный вопрос: мол, зачем идти на Фестиваль тому, кто и так «в курсе дела», потому что он подписался на русское телевидение. Но вот еще один не менее провокационный вопрос у меня остался. Если почти любой фильм нынче можно найти “за два мышиных клика” не вставая из любимого компьютерного кресла – почему на кинофестивалях залы все-таки не пустуют? Как по-Вашему, что заставляет людей идти “в кино”, а не бродить по разным сайтам в поисках новых фильмов?

– Увы, судьба документального кино драматична, и вы скорее всего не сможете найти эти фильмы в Интернете ни на бесплатных сайтах, ни даже скачать за плату. Режиссеры – авторы документальных фильмов – редко имеют права (копирайт) на собственный фильм. Иногда фильм снят – а заказчик его просто кладет на полку или смывает, как произошло с прекрасным фильмом о Варламе Шаламове (реж. А. Свиридова), который просто «исчез». Мы его показали – по единственной, авторской, копии! – на нашем фестивале несколько лет назад. «Нюрнберг, которого не было» вы тоже вряд ли где-то еще сумеете посмотреть (фильм показан на прошлом фестивале). И у меня еще с десяток таких примеров. Это общая иллюзия о доступности документальных лент. Чаще всего их ожидает один показ в рамках какого-нибудь фестиваля, а потом – забвение. Даже если это телевизионный докфильм – канал прокрутит его раз, потом возможно через пару лет – еще разок… И все.

Причин у этого много, самых разных – от финансовых до идеологических, и бедному (во всех смыслах) документалисту не выбраться из всех этих проблем без потерь. Так что для американского зрителя наш фестиваль – единственная возможность увидеть, что делается в российской документалистике сегодня. И те, кто хоть немного «в теме», знают об этой ситуации и не пропускают фестивальных показов, отодвигая в сторону на дни Фестиваля все другие дела.

Однако не надо ждать от фильмов политической «клубнички»: как у любого профессионального кинофестиваля, на нашем превалирует исключительно культурологический и эстетический подход.

Вторая, не менее важная причина, делающая Фестиваль популярным – это его интерактивность. Практически все фильмы будут не просто «прокручены на экранах», а представлены его создателями, киноведами или искусствоведами. Мы стараемся привозить режиссеров из России, изыскиваем возможность не просто пригласить – а оплатить билеты. Например, в этом году на Фестивале будут киногруппы цикла «Рожденные в СССР», фестиваля ArtoDocs, фильмов об Улицкой, Петрове, Челищеве, круглый стол по фильму о Щекочихине и еще много интересного. Открытие и закрытие фестиваля – это живое общение в формате «вопрос-ответ» с организаторами, участниками фестиваля, специальными гостями, среди которых у нас были в прежние годы Художественный руководитель Мариинского театра дирижер Валерий Гергиев, скульптор Эрнст Неизвестный, продюсер и тележурналист Леонид Парфенов, режиссер Марина Разбежкина и другие знаменитости. В этом году в Фестивале участвуют Джон Алперт, Сергей Мирошниченко, Сергей Голлербах. Собственно, потому к нам и ходят тысячи нью-йоркцев, и даже приезжают зрители из соседних штатов. Фестиваль – это три дня общения, обмена мнениями, честного разговора – на фоне великолепных фильмов. Так что – до встречи 4-6 октября 2013 года на фестивальных площадках!

Интервью вела Ирина Акс

avatar

Ирина Акс

Родилась и первую половину жизни прожила в Питере, в 2000 году переехала в Нью-Йорк, который стал теперь вторым любимым и родным городом на этой планете. Не без оснований считает себя безымянным создателем устного народного творчества. «Не борцы, не храбрецы, не поэты триколора, мы – безвестные творцы непечатного фольклора». В силу некоторой азартности натуры регулярно принимает участие в разных конкурсах, состязаниях и лотереях, по большей части литературных. И даже периодически выигрывает. Десять лет назад в самом первом коллективном сборнике «Теремок» уместила всю свою биографию в следующую строку: один муж, два сына, полсотни профессий и много других незначительных подробностей. По большому счету, это – исчерпывающая личная информация. Остальное – в стихах.

More Posts

  One Response to “Шестой Фестиваль Российского документального кино в Нью-Йорке. Интервью с Мариной Адамович.”

  1. Спасибо за содержательное интервью, Ира и Марина!

 Leave a Reply

(Необходимо указать)

(Необходимо указать)