Jan 042012
 

Евгений  Беркович «БАНАЛЬНОСТЬ ДОБРА» Передо мною лежит серьёзная, капитальная и трагическая книга Евгения Берковича «БАНАЛЬНОСТЬ ДОБРА» [1], написанная кровью и болью. Эта книга о звериной сущности нацизма, о безмерных бедах еврейского народа и о праведниках, устоявших перед деспотическим государственным, тотально террористическим злом расизма, и, c прямым риском для собственной жизни и жизни своих близких, пошедших наперекор ему.

В результате грандиозной гитлеровской авантюры Германия была разгромлена и на весь немецкий народ легла суровая ответственность за содеянные преступления, и, в первую очередь, за чудовищный геноцид евреев в Германии, и во всей оккупированной Европе. Многие немцы утверждают, что они ничего не знали об этом. Это не соответствует действительности!

Если в захваченных странах фашисты не удосуживались камуфлировать свою неприкрытую службу Дьяволу, свою сатанинскую начинку, свое кровавое зло, то на территории самой Германии они дали волю садизму и с изощренностью стремились уничтожить душу евреев, перед тем, как сжечь их в крематориях. Евгений Беркович приводит перечень некоторых из общеизвестных указов, а всего в период между «Хрустальной ночью» и началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года было опубликовано их свыше двухсот – каждые полтора дня появлялся новый запрет. Вводились обязательные дополнительные имена Израиль для мужчин и Сара для женщин. Евреи обязаны были носить опознавательные знаки – шестиконечные звезды. Такую же звезду нужно было укрепить и на дверях квартиры. С начала Второй мировой войны евреи были обязаны сдать государству практически все свое имущество. Все принадлежащие евреям фирмы «ариизируются», т.е. конфискуются. Замораживаются их банковские счета. Постепенно евреям запрещалось иметь радиоприемники, граммофоны, газовые и электрические плиты, холодильники, картины, книги, велосипеды, предметы из драгоценных металлов, какие бы то ни было транспортные средства. «Нельзя было ходить к парикмахеру, стоять у газетного киоска, выращивать дома цветы, держать домашних животных, золотых рыбок или волнистых попугайчиков… Похоже, извращенная фантазия нацистских властей не знала предела. Серьезные ограничения касались еды: в пищу евреям предписывалась брюква, красная и белая капуста, шпинат, репа и редис. Редис в шутку называли «еврейским жиром»: его клали на хлеб и ели как бутерброд.». Есть рыбу евреям, разумеется, тоже не разрешалось. «Евреям запрещалось пользоваться лифтом. Выходить на балкон и даже двигаться вдоль Куддам – улицу можно было только пересекать. Нельзя было заходить туда, где были хоть какие зеленые насаждения. Если где-то росло три деревца и несколько цветочков, вход на это место для евреев был закрыт. Нельзя было ходить в лес, в бассейн, в кино, в театр, на концерт – все нельзя, нельзя, нельзя…». Еврейское население изолировались в еврейских домах, гетто, концентрировались в концлагерях. Евреям запрещалось сидеть на общественных скамейках, еврейским детям – посещать общеобразовательные школы. Во время бомбардировок евреям запрещалось спускаться в бомбоубежище.

Что, всего этого немцы не знали? И, в частности, они не видели тысяч евреев с желтой звездой против сердца на улицах? Это очевидная ложь!! Это ложь и потому, что действовали сильные экономические рычаги. «Нацисты официально заявляли, что все имущество евреев принадлежит Третьему Рейху. Нееврейское население Германии и оккупированных стран получало в свое распоряжение дома и собственность евреев, занимало их рабочие места. За каждого пойманного еврея платили деньгами или весьма дефицитными в военное время продуктами. Участвовавшим в этой охоте местным милиционерам более чем в двадцати странах и полицейским, а также членам их семей полагались продовольственные пайки и денежное довольствие».

К сожалению, отмечает Е.Беркович, подавляющее большинство немцев не просто знало. Зная, оно не возражало против всего этого. «С 1933 года практически не было протестов немцев против расистских законов и распоряжений нацистов. И таким образом руки фашистских преступников оказались развязанными. Тотального геноцида евреев можно было бы избежать, если бы не пассивность и молчаливое одобрение немцев по отношению к действиям своего правительства». Добавлю и следующее. Почти неизвестны случаи, когда бы служившие в Вермахте немцы отказывались от привлечения к прямым обязанностям палачей при уничтожении евреев. Хотя, по немецким законам, подобный отказ ничем не грозил бы им. Дело в том, что пропаганда расизма упала на подготовленную столетиями религиозную почву. Евгений Беркович отмечает: «Большинство преступников Холокоста были крещенными христианами, которые крестились и крестили своих детей в христианской церкви. Бывшие узники Освенцима и Дахау вспоминают, как трепетно охранники отмечали Рождество и Пасху. Многие нацисты принадлежали к той или иной христианской общине, были весьма набожны и благочестивы, встречались среди них и священники… во время Второй мировой войны евреев убивали люди христианской веры и происходило все это в сердце христианской Европы». Именно христианство в сочетании и сращивании с откровенным фашизмом и привело подавляющее большинство немецкого населения к твердому убеждению о том, что еврей – не человек! Животное, но не человек! Между тем в ТОРЕ сказано: «И сотворил Бог человека по Образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, I, 27). Таким образом, убийство человека – это проступок против Воли Всевышнего! И потому понятно, что совершать массовый геноцид оказалось возможным лишь потому, что в тот период, по вине Гитлера, его банды и тотального государственного антисемитизма, немецкий народ лишился души, попросту, лишился души! Свидетельствует об этом и совершенно фантасмагорическая экзальтация немецких женщин, массово вопивших на нацистских сборищах: «Хочу ребенка от фюрера!». Каких детей могла вырастить такая безнравственная, бесстыдная и жестокая женщина? Более того, немецкий фашизм вовлек в прямое или косвенное уничтожение евреев и другие народы Европы в более чем двух дюжинах стран.

После всего этого, спрашивается: чего заслужили немецкий народ и фашистская Германия – Содом и Гоморра – XX века, – за все эти и многие другие преступления и злодеяния перед человечеством и человечностью?

Но прежде, чем ответить на этот страшный вопрос и подразумеваемый, не менее страшный ответ, я хочу обратиться к Величайшей из Великих Книг – к ТОРЕ! Уважаемый Читатель, конечно, помнит о бесконечном по весомости диалоге между Госп-ом и Авраамом. Содом (горящий) и Гоморра (погружение, потопление) – два библейских города, входивших в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор). Жители Содома и Гоморры «были злы и весьма преступны пред Господом» (Бытие. XIII, 13). Накануне разрушения Содома, Гоморры, Адмы и Севоима) Авраам принимал Господа у дубравы Мамре. Узнав о предстоящем наказании, Авраам просил Господа пощадить города ради праведников, которые, возможно, могли там находиться. Вот сокращенный вариант этой беседы: «23. И подошел Авраам и сказал: неужто и так погубишь Ты праведного с нечестивым? 24. Может быть есть пятьдесят праведных в этом городе, неужели погубишь и не простишь места сего ради пятидесяти праведных в нем? 25. Неблагопристойно Тебе; делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым, чтобы праведный был поравнен с нечестивым. Неблагопристойно это Тебе; ужели Судья всей земли не учинит правосудия? 26. И сказал Господь: если найду в Содоме пятьдесят праведных, внутри города, то прощу всему месту ради них.» Авраам продолжал настаивать на милосердии Господа и постепенно уменьшал число праведников: «32. И сказал он: да не будет досадно Владыке и заговорю лишь этот раз: если найдутся там десять? И Он сказал: не истреблю ради этих десяти». Как известно, в Содоме и Гоморре не нашлось и десяти праведников и за нечестивость и порочность эти города были стерты с лица земли. Приведенные строки отвечают еврейской традиции: Правосудие – да! Но и гуманность – да! – невиновные, а тем более, праведники, не должны страдать

В годы Второй мировой войны население нацистской Германии и оккупированных стран разделилось на четыре группы: преступников, жертв, зрителей и Праведников. Первые и третьи заслуживают пусть разного, но безусловно, наказания. Что касается Праведников, святых людей, спасавших евреев, то их число, к сожалению, составляет лишь незначительное меньшинство. Евгений Беркович сообщает, что звание «Праведника мира» получило свыше девятнадцати тысяч человек. И, например, за 2002 год число этих людей возросло всего лишь на 565 человек. Распределение этих людей по странам настолько необычно и показательно, что я решил свести цифры, сообщаемые Е.Берковичем, в ТАБЛИЦУ. По мнению Яд – Вашем [1] эти и другие, пока неизвестные Праведники Мира, спасли до 250 тысяч евреев. И тем не менее, картина оказывается ужасающей. «Что такое 250 тысяч спасенных перед шестью миллионами погибших и можно ли сравнивать число Праведников мира с миллионами европейцев, которые могли помочь евреям, но не сделали этого? Защитников было меньше одного процента от взрослого населения Европы. При любом обсуждении темы Праведников нельзя забывать о десятках тысяч жителей разных европейских стран, добровольно и весьма активно помогавших немцам в массовых убийствах евреев. Как нельзя забывать и того, что многие миллионы людей ничего не сделали, чтобы эти убийства остановить».

А теперь возвратимся к заданному выше вопросу: чего заслужили немецкий народ и фашистская Германия – Содом и Гоморра – XX века, – за все эти и многие другие преступления и злодеяния перед человечеством и человечностью? В Германии с её 65-ю миллионами населения и полумиллионной еврейской общиной нашлись лишь 376 Праведников Мира! К великому сожалению, в этот исторический период добро в Германии, в отличие от зла, не оказалось банальным! Иной раз все приобретало совершенно парадоксальный характер. В то время как миллионы немцев принимали активное и пассивное участие в геноциде евреев, среди немногих, спасавших их, упоминается [1] проститутка, «трудившаяся» вблизи Александерплац. Она не только укрывала евреев, она отправилась ночью во время бомбежки через горящий Берлин в квартиру не знакомых ей евреев, чтобы предупредить их о грядущей опасности и тем спасла их жизнь! В связи с этим, вспоминаю слова Вадима Шефнера:

В грехах мы все – как цветы в росе,
Святых между нами нет.
А если ты свят – ты мне не брат,
Не друг мне и не сосед.
Я был в беде – как рыба в воде,
Я понял закон простой:
Там грешник приходит на помощь, где
Отвертывается святой.

Повторяем еще раз сакраментальный вопрос: чего заслужили немецкий народ и фашистская Германия – Содом и Гоморра – XX века, – за преступления и злодеяния перед человечеством и человечностью? Ответ таков: Германия должна была бы заслужить участи Содома и Гоморры, но 376 Праведников Мира СПАСЛИ ЕЁ НА ВЫСШЕМ СУДЕ, как и честь немецкого народа!!!

КОЛИЧЕСТВО ПРАВЕДНИКОВ МИРА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ [1].

Номер по порядку

Страна

Количество Праведников Мира

1.

Польша

> 5000

2

Голландия

>4000

3

Франция

≈2000

4

Украина

≈1900

5

Бельгия

≈1300

6

Венгрия

500

7

Чехословакия

500

8

Литва

500

9

Россия

250

10

Белоруссия

250

11

Германия

376

12

Италия

325

13

Югославия

267

14

Латвия

93

15

Австрия

84

16

Албания

61

17

Румыния

48

18

Швейцария

38

19

Норвегия

20

20

Дания

17

21

Болгария

16

22

Великобритания

13

23

Швеция

10

24

Япония

1

25

Бразилия

1

26

США

1

В оккупированных странах ситуация была по – разному, но определенно катастрофична. К немногочисленным «островкам безопасности» относились до 1943 года фашистская Италия и контролируемые ею территории в Югославии, Греции и Франции и до 1944 года – Венгрия [1]. В полном смысле «банальность добра» продемонстрировали датчане и итальянцы. В Датском Королевстве массовое сопротивление коренного населения спасло почти всех из 7700 евреев (7200), живших во время войны в Дании. Большинство евреев были переброшены датскими рыбаками на лодках в Швецию. Чтобы доставить беженцев на побережье были задействованы все виды транспорта, даже машины скорой помощи [1].

В Италии, сообщает Е.Беркович, в отношении евреев многое определялось тем обстоятельством, что итальянские фашисты никогда не считали евреев своими врагами. Более того, среди основателей фашистского движения было пятеро евреев. Помимо этого, среди простых итальянцев антисемитизм был распространен значительно меньше, чем среди немцев или венгров. Это была одна из причин того, что в конце лета 1942 года небольшая группа итальянских дипломатов и высших офицеров решила спасти от уничтожения несколько тысяч евреев, выходцев из Хорватии. В дальнейшем они взяли под защиту и евреев еще из двух оккупированных Италией областей – в Греции и на юге Франции. Во всех трех зонах оккупации еврейское население составляло около пятидесяти тысяч человек, и вплоть до падения режима Муссолини и капитуляции Италии 8 сентября 1943 года ни один из них не был выдан немцам. Пример Италии не имеет аналогов в истории Второй Мировой. Больше так не поступал ни один союзник нацистской Германии. Итожит Е.Беркович эту и другую интереснейшую информацию об Италии так: «Итальянские дипломаты, военные и чиновники могли просто не участвовать в спасении евреев, что фактически означало бы пособничество в их убийстве. Но они не считали себя вправе остаться в стороне. И зло на этот раз не победило… То, что двигало итальянцами в отношении евреев в годы фашизма, можно было бы назвать «банальностью добра». В душах многих людей сохранился определенный порог порядочности, переступить через который они не могли даже по приказу дуче. Престиж нации, совесть и человечность оказались не пустыми -словами для многих итальянцев – от простых солдат до генералов и министров»

Хотя со времени первого издания прошло восемь лет, ни проблематика, ни содержание, ни значимость книги не устарели. Монография Евгения Берковича «БАНАЛЬНОСТЬ ДОБРА» это серьезное, научное исследование природы антисемитизма и европейского фашизма во времени и в пространстве Второй Мировой войны. Оно вводит нас в мужественный, самопожертвенный и трагический мир ПРАВЕДНИКОВ НАРОДОВ, спасших, порядка, 250 тысяч еврейских жизней. Книга содержит уникальную информацию об этих ЧУДЕСНЫХ, ЦЕЛОВАННЫХ Б-ОМ ЛЮДЯХ и их подвигах.

Книга Евгения Берковича важна для развития самосознания и достоинства еврейского народа. Для его умения и решимости противостоять злу, ненависти и фашизму. В не меньшей степени она значима и для других народов, как прививка, охраняющая души от заразной, тлетворной и саморазрушительной бациллы нацизма и фашизма.

_______________________________

[1]. Евгений Беркович// БАНАЛЬНОСТЬ ДОБРА. Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста. Заметки по еврейской истории двадцатого века. Издание второе. Москва. Издательство «Янус-К» 2009.

Заказ книги можно оформить  в редакции по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Avatar

Виктор Финкель

Виктор Финкель (1930) В эмиграции более 15 лет. Живет в Филадельфии, США. Опубликовал книги: ПОЭТЫ РУБЕЖА; ДИКИНСОН И ЦВЕТАЕВА. ОБЩНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ДУШ; ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ КОМАНДИРОВКА; ВОДОПАД СМЕРТИ. Публикации в THE EMILY DICKINSON JOURNAL, RUSSIAN LANGUAGE JOURNAL, НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО, СЛОВО\WORD,ШАЛОМ. Выступил с десятью докладами по вопросам литературоведения на всеамериканских конференциях AATSEEL.

More Posts

 Leave a Reply

(Необходимо указать)

(Необходимо указать)