С поэзией Сергея Скорого я познакомилась по нескольким его публикациям в журнале «Гостиная». Я также смотрела живую трансляцию из Москвы «Вечерние стихи», в которой Скорый был одним из выступающих и выгодно отличался от некоторых молодых поэтов, стремившихся натужно представить так называемую поэзию ХХI века. (А какой она должна быть, эта поэзия? Не вдаваясь в детали, я бы ответила кратко: она должна, прежде всего, оставаться поэзией, то есть нести гармонию и давать пищу для души, сердца и ума.)
Сергей Скорый – доктор исторических наук, профессор археологии. Он живет в Киеве и постоянно разъезжает по Крыму, Молдавии, южной Украине и России, посещая исторические места и археологические раскопки. Естественно, научная деятельность, работа и «кочевая» жизнь Скорого нашли отражение в его творчестве. Его стихи, ясные, умные, насыщенные интересными образами, были созвучны моему поэтическому мышлению и видению, и когда вышла в свет книга Скорого «Но лампадой горит…», мне захотелось непременно ее прочитать и затем поделиться своими впечатлениями и размышлениями с другими.
Лирический герой книги «Но лампадой горит…» немолод, он путешествовал и много повидал, опытен в жизни и любви, высокообразован, самоироничен, добр, харизматичен и располагает к себе читателя. Книга многопланова, она состоит из нескольких поэтических циклов, тематика которых соответствует их названиям: «Вы подарите флер духов…», «Здесь Крым дивит многообразьем», «И Днепр гонит волн своих отары…», «Подснежник белый вспыхнет по весне…», «Отчего ж тогда светлый ангел мой», «Песни» и «Переводы из Бориса Мозолевского».
Хочу остановиться лишь на общих тенденциях тематики, эстетической позиции автора, особенностей его стиля и на отдельных стихах, которые сделаны рукой мастера.
Лучшие стихи цикла «Здесь Крым дивит многообразьем…» написаны строго, просто и чеканно, с восхищением и преклонением перед величием истории («Здесь эллинов следы и скифов хранят полынные поля», «Лежал в долине древний город, подмяв под голову века»).
Шуршат, пролетая, будни
И в такт азовской волне –
«Sic transit Gloria mundi!»
На память приходит мне.
Поэт с чувством благоговения приходит на могилы Юлии Друниной и Максимилиана Волошина, находя, казалось бы, скупые, но высокой простоты слова:
Старый Крым. Середина июля.
На погосте – трава да кусты.
На могилу Друниной Юлии
Я несу полевые цветы.
* * *
Здесь давно – не тропа, а дорога:
Недостатка в поклонниках нет…
И почти на ладонях у Бога
Вечным сном почивает поэт.
Сокрушаясь о быстротечности жизни, Скорый создает удивительно трогательный, печальный образ мальчика, уходящего за горизонт:
Я не знаю, сколько проживу –
Есть секреты за семью замками…
А порой гляжу на склоне дня,
По тропе на алом небосводе
Мальчик, так похожий на меня,
Босиком за горизонт уходит…
В ключевом стихотворении «Но… Лампадой горит…» и некоторых других стихах рассматриваемого нами сборника Сергей Скорый декларирует трепетное отношение к русскому Слову:
Но… лампадой горит
Во мне чистое русское слово –
С ним родился, живу,
С ним уйду я в мерцании звезд.
* * *
О, слово Пушкина и Блока –
Ты мой живительный родник!
* * *
Ведь с нами Бог! И с нами Слово!
А в слове – бесконечна жизнь!
Любовно-лиричекий цикл книги называется «Вы подарите флер духов…» и включает в себя возвышенную, романтическую поэзию:
Твои волосы – легкие птицы
Вновь взлетят над моей головой.
* * *
В долг больше лето не берем –
Пора и осени случиться…
Расстрелянные сентябрем
О землю бьются листья-птицы
С дерев, чей вид столь грустен стал
В преддверье скорого ненастья…
И бродит по соколкам счастья
Любви логический финал…
Лирический герой Скорого так же предстает перед читателем в несколько другом амплуа: ироничного и самоироничного земного существа, мужчины, любовника, искателя приключений. Этот вариант лирики соответственно облекается поэтом в другую форму, более легкую, несколько залихватскую, но не менее мастерски выполненную:
Локон светлый. Ткань воздушна.
Туфли-«шпильки» – высший шик.
Но ко мне ты равнодушна
Всеми фибрами души.
* * *
Во искуплние грехов,
Не рассекреченных словами,
Вы подарили флёр духов
Всему написанному Вами.
* * *
Я. конечно, помолюсь и сам,
Но мои слова – немного стоят…
Вы, похоже, ближе к Небесам.
* * *
Земному мне – земное надо:
Не кормят басней соловья…
Живите в радости, отрада
Зеленоглазая моя!
Стихи Сергея Скорого в большинстве своем написаны в строгой метрической манере ямбов, хореев и анапестов. Скорый не стремится к открытию новых форм, продолжая лучшие традиции классической русской поэзии девятнадцатого и двадцатого веков. Сила поэзии Скорого в духовности, мудрости и в отточенном, бережном обращении со словом. Нет ничего лишнего, орнаментального в созданных им образах. Каждый элемент на своем месте и несет смысловую и звуковую нагрузку. И благодаря поэтическому таланту Скорого и бережному обращению со стихотворными «орудиями производства» рождаются поразительные, трехмерно зримые картины:
И Днепр гонит волн своих отары…
* * *
И облака, как лебеди, летели…
А на курганах скифских ковыли
О всех ушедших тихо шелестели.
* * *
И скользила ночь на тормозах,
И рассвет был этим ором смят…
Книга Сергея Скорого «Но лампадой горит» – это поэзия, построенная на гармоничном сочетании мысли, чувства и формы, и я горячо рекомендую ее любителям русской словесности.
___________________________
Елена Литинская
Нью-Йорк
июнь 2013 г
ХОРОШАЯ РЕЦЕНЗИЯ О ХОРОШЕМ ПОЭТЕ…