Mar 082012
 

Поэт Владимиром Борзов Основное отличие Владимира Борзова от большинства других бардов – это его консерваторское образование. Как следствие – оригинальные мелодии, виртуозная гитара и профессиональное исполнение. Что, безусловно, резко улучшает общее впечатление от песен, однако зачастую играет злую шутку с Борзовым-поэтом. Почему-то когда стихи исполняются проникновенным полу-речитативом под три незамысловатых аккорда – в них вслушиваешься внимательнее. Видимо, этот условный рефлекс выработался у нас за долгие годы общения с советской эстрадой: мотивы хороших бардовских песен незамысловаты, а если песню сочинил профессиональный композитор да еще и поет Эдуард Хиль, то к словам лучше не прислушиваться…

Когда полный автор (этот бардовский термин означает, что автор сочиняет песню полностью, а не кладет на музыку понравившиеся стихи) сочиняет песню – это все-таки не совсем то же самое, что сочинение стихов. Будущая песня, которую ему самому же и предстоит петь, имеет определенные особенности. Не будет в ней четырех шипящих подряд и прочих авангардистских штучек, автор просто инстинктивно «пожалеет себя». (Впрочем, на мой непросвещенный взгляд «языколомность» и не является в поэзии большим украшением). Зато у многих появятся необязательные или небрежные строчки, которые потом успешно спрячутся за красивым гитарным перебором. И слушатель их легко простит.

Владимир Борзов – один из тех немногих авторов, к которым не относится фраза из старого анекдота: «а я, …, не поэт, я, …, бард». Его стихи не проигрывают, оказавшись на бумаге. Лишившись оригинальной мелодии и прекрасного исполнения, стихотворение предстает перед читателем «в чистом виде». И тех, кто лучше воспринимает стихи на глаз, чем на слух, ожидает немало «открытий чудных», даже если песню уже слышали, и не раз.

Итак, в 2011 году поэт Владимир Борзов выпустил свой первый сборник стихов – в бумажной и в электронной версии, с замечательными илюстрациями Анастасии Александриной и даже с предисловием (настолько серьезным, насколько в принципе может быть серьезен текст, вышедший из-под пера вашей покорний слуги – но я старалась, честное слово!) Примерно в то же время вышел и третий диск Борзова – в него вошли как новые песни, так и «избранное» за прошлые годы.

Володя, а как бы тебе самому хотелось: чтобы люди, для которых имя Владимира Борзова – совершенно новое и незнакомое (ну будем смотреть правде в глаза: есть еще, увы, такие люди!) – так вот: тебе бы хотелось, чтоб они вначале прочли твои стихи и, полюбив их, пошли слушать песни? Или чтоб они захотели прочесть глазами стихи уже после того, как узнали Борзова-барда? Как на твой взгляд правильнее?

Я думаю, что оба подхода вполне равноправны. Можно начать с песен, а можно и со стихов. Честно говоря, для меня самого, как читателя, было довольно неожиданно увидеть мои песни на бумаге без музыки, прочесть их именно как стихи. Было ощущение новизны, отстраненности их от меня, как автора.…

Ты не так уж часто выносишь на публику новые песни и стихи. В принципе это и понятно, я вообще не верю, что может что-то стоящее вырасти из системы «ни дня без строчки». Но просто интересно: как выглядит твоя «кухня»? Какие-то строчки и мелодии появляются – и потом безжалостно выкидываются, или просто не пишется ничего, пока оно где-то внутри не созрело?

Скорее первое. Все довольно просто, хотя и не слишком эффективно. Я записываю пришедшие строки или, реже, мелодии. Даю им отлежаться до полного забвения. Потом читаю их, как чужие, и выбрасываю, как неинтересные. Иногда оставляю, если вижу что-то… Процент выхода весьма невелик, к сожалению.

Я знаю, что в Нью-Йорке и окрестностях людей, которые хотели бы попасть на твой концерт, во много раз больше, чем могут вместить небольшие залы во время твоих очень нечастых выступлений. Сейчас вышел твой сборник. Планируешь ли презентации сборника и нового диска?

О масштабных презентациях я, разумеется, не думал, но несколько выступлений, которые можно так назвать, уже состоялись в Нью-Йорке и Филадельфии. Есть такая мысль устроить презентацию книги в русском книжном магазине в Манхэттене.

Дорожишь ли ты "любовию народной"? Насколько для тебя важно мнение окружаюших, слушателей, почитателей твоего таланта?

Конечно, я далеко не так "спокоен и угрюм", как пушкинский поэт, и внимательно вслушиваюсь в любые слова и критики и похвалы. Но то, что я выношу на суд моих читателей и слушателей, уже прошло мою внутреннюю цензуру и, практически, изменению не подлежит. Я бы так сказал…

А что ели попробовать всерьез и по возможности однозначно ответить на вопрос из песни: "А если бы вы все-таки остались?" Где творческая атмосфера ощущается более благоприятной: «там» или здесь, в эмиграции, вне родной языковой среды? Речь в данном случае, разумеется, именно о стихах и песнях, а никоим образом не о Лукашенко или Путине.

На самом деле, Интернет объединил мир, и уже не так важно – «там» или «здесь». Кроме того, есть возможность перемещения в пространстве. Я выступал с концертом в родном мне Минске всего лишь в марте прошлого года. Но, если говорить о здешней публике, то она, может быть, более концентрирована, элитарна. На концертах чувствуется глубокое понимание и сопереживание аудитории, что добавляет и чувства ответственности за "содеянное", и чувства удовлетворения.

Вела интервью Ирина Акс

Ирина Акс

Ирина Акс

Родилась и первую половину жизни прожила в Питере, в 2000 году переехала в Нью-Йорк, который стал теперь вторым любимым и родным городом на этой планете. Не без оснований считает себя безымянным создателем устного народного творчества. «Не борцы, не храбрецы, не поэты триколора, мы – безвестные творцы непечатного фольклора». В силу некоторой азартности натуры регулярно принимает участие в разных конкурсах, состязаниях и лотереях, по большей части литературных. И даже периодически выигрывает. Десять лет назад в самом первом коллективном сборнике «Теремок» уместила всю свою биографию в следующую строку: один муж, два сына, полсотни профессий и много других незначительных подробностей. По большому счету, это – исчерпывающая личная информация. Остальное – в стихах.

More Posts

  4 Responses to “Поэт Владимир Борзов отвечает на вопросы – о себе и о поэзии. Интервью с Ириной Акс.”

  1. интересное интервью и человек интересный, надо почитать его стихи.

  2. Слушать Володю Борзова всегда крайне приятно. У него всё на высочайшем профессиональном уровне. Можно даже отдельно наслаждаться каждой деталью его творчества. Виртуозное звучание гитары просто завораживает, когда читаешь стихи отдельно от музыки, то чувствуешь их особое волшебство, когда же это происходит одновременно, и добавьте к этому великолепную гусарскую внешность исполнителя, то тут просто в пору воскликнуть: Обалденно!!!
    Спасибо тебе Ира, что ты обнародовала это интервью.

    Саша Долинов

  3. Avatar

    Жаль, что поздно узнала о концерте Владимира Борзова в Минске. Очень хотелось послушать.

 Leave a Reply

(Необходимо указать)

(Необходимо указать)