Вышел в свет роман Аркадия Ромма « Честный журналист продается один раз»
Автору надо было обязательно выговориться в первом своем романе. Выговориться о своем времени и о своей работе. Выговориться честно, не приукрашивая, как бы став документалистом, который снимает сразу, без репетиций, ибо настоящая жизнь игры не терпит.
В этой книге множество кадров, которые стремительно сменяют друг друга. Кадры, что на самом деле выхвачены из памяти, а порой и придуманы автором, ибо без фантазии рождается не художественное произведение, а блеклое подобие. Нередко «подобная» проза, поставленная на конвейер − сплошная скука. К счастью, в «Честном журналисте» скучно-муторных страниц нет.
Поначалу работа в Газете для главного героя Георгия Райкина − праздник. И пусть редактор порой ведет себя как последний…, и пусть коллеги поступают не лучшим образом, но ведь и сам Георгий вовсе не походит на человека без недостатков.
У него есть Газета. С ней можно помочь людям. И в Газете есть профессионалы, у которых можно учиться писать, чтобы обрести свой голос. Без него нет настоящего журналиста. Но в том-то и дело, что этот голос должен быть голосом Совести. А газетный мир постепенно приучает Георгия жить по своим законам, от Совести далеким.
В романе, как это нередко бывает в жизни, щемящие любовные истории переплетены с газетной жизнью. Она была мне весьма интересна. Внутренний мир большой газеты я знал плохо, хотя печатался в разных популярных изданиях Москвы, Киева и Одессы. И дружба с известными журналистами, среди которых была и Ольга Чайковская из «Литературки» − ее публикациями зачитывалась вся большая тогда страна − ненамного открывала таинство, которое было между газетных строк.
Однако вернемся к роману с газетой, как определил Аркадий Ромм жанр своей книги. Журналистских материалов в ней − считанные строки. Зато есть люди, которые и эти, и многие другие строки писали. Есть истории, которые с журналистами происходили. Порой описанные с усмешкой. Ее автор не скрывает. И часто за ней боль, которую не хочет показывать. Но она все равно выходит наружу.
Нет смысла пересказывать сюжет неординарной этой книги, потому что она, как и сама жизнь, сложена из множества сюжетов. В ней много голосов. Они зовут, перекликаются, смеются, грустят…
Я рассказывал истории из «Честного журналиста» своим друзьям и знакомым, которые звонили мне из других стран. И оказывалось, что отдельные эти новеллы им интересны − сами по себе.
А автору интересен в романе человек при всем множестве наполняющих книгу событий. Они служат фоном, подчеркивающим непохожесть каждого героя, о котором идет речь.
О иных этих героях кто-то скажет, что они могли бы быть «не такими». И сам я некоторых другими вижу. Но никто не стал бы подсказывать, скажем, Ивану Бунину, как героев изображать. Да и я обижаюсь, когда мои собратья по перу дают советы, в которых я не нуждаюсь.
Однако сейчас я читатель. И знаю, что самое страшное для меня в литературе −это пустота гладко построенных фраз. Хорошо, что этой пустоты в «Честном журналисте» нет. Роман напоминает мне звучание саксофона, сопровождающего картины великолепного одесского живописца Льва Межберга. Эти картины-кадры − из жизни Одессы моей юности. И еще одного художника вспомнил − Аркадия Цыкуна с его мягкой иронией, в которой иногда проступает сарказм. Мне кажется, что многие страницы роммовского повествования мог бы проиллюстрировать именно Аркадий Цыкун.
В романе нет никакого назидания. И он отнюдь не пособие для начинающих журналистов. И все же советую им именно под этим углом зрения его прочитать. Потому что в книге, словно в своеобразной энциклопедии, собрано такое знание газеты, какого ни в одной энциклопедии нет.
Роман «Честный журналист продается один раз» наверняка вызовет споры. Возможно, еще и поэтому он нам нужен. Потому что нравственная сторона журналистики давно нуждалась в литературном осмыслении, что и сделал в своем романе Аркадий Ромм.
Игорь ПОТОЦКИЙ.
Писатель.
«Честный журналист продается один раз». Издательство «Пресс-куръер», типография «Симекс-принт», Одесса, 2012 год.