И радужность, и горе
Растаявших минут
Дождем впадают в море
И в нем еще живут.
В него впадают горы,
Шумящие леса.
Душа впадает в море,
Как птица в небеса.
Эти строки из нового альманаха “Звукоряд”, уже четвертого по счету, выпущенного одесским издательством “Симэкс-принт”, принадлежат известному литератору Сергею Александрову. Открывая своими строками сборник, где немало начинающих авторов, автор как бы определяет уровень высоты.
Конечно, у каждого она своя, и “каждый пишет, как он дышит”. И нет прибора, который бы определил поэтическую атмосферу. Насколько она ярка, глубока, воспринимаема. Атмосфера же личных впечатлений может быть неточна. И все же…
И все же, если прислушаться к тончайшим поэтическим вибрациям, скажем, Юлии Мельник, к крепнущему ее голосу, то за внешней простотой можно увидеть проникновенную осмысленность бытия. У Юлии, как и у Сергея Александрова, есть и о небе:
Не напасешься неба впрок,
Ведь небо каждый раз – впервые…
Лучистый вяжут звездный стог
Ладони облаков живые…
И в небе колосом сорвав
Полынно-горькое, хмельное
Молчание – пойду средь трав –
В не наступившее, иное…
Да, там в бездонности, можно зачерпнуть земной мудрости. А она – молчание. И горькое, и хмельное. Быть может, не оправдались надежды. И что ждет в этом “ином”? Как ожидание это скажется на чувствах, в том числе, и чувстве собственного достоинства? Может быть, его легче сохранить в одиночестве, которое “среди трав” в поле, что раскинулось до самого горизонта. Это и есть “не наступившее”?
Подтексты наслаиваются один на другой. Соединяются, рождая новые. Не женская сдержанность в выражении чувств делает строки Юлии Мельник глубже. И читатель открывает для себя немало смыслов.
Юлия Мельник одна из студийцев, которые, в основном, составили этот альманах. Раз в неделю молодые поэты и прозаики собираются в литературной студии “Поток”, чтобы прочесть друг другу написанное, обменяться впечатлениями, а по сути – творческими зарядами. И не один год на общественных, как раньше бы сказали, началах эту студию ведет известный поэт Игорь Потоцкий. Легко догадаться, что студийное название связано с его фамилией.
– Многие студийцы, безусловно, не стали, да и вряд ли станут профессиональными писателями. Они заняты другим, – говорит Игорь Иосифович. – Но “Поток” для них – некая среда творческого обитания. Хотя само творчество, конечно, лично.
Безусловно, и личные авторские ощущения вне “Потока” также становятся фактами литературными.
Стеариновый оттиск луны,
Всплеск пера на чернильной волне.
Недописанных букв валуны
С затонувшей строкой в глубине.
И попутные мысли-ветра
Чуть ерошат зеркальную гладь.
Сотни лет стиховых до утра,
Коль удастся его написать.
Мне понравилась строка, что затонула в глубине. Ее, тяжелую, не бьют волны, что прокатывают по поверхности. И удерживает эту строку там, на дне, тяжесть, возможно, сказанное лишне. У строки под водной толщей другая жизнь. А эта, наша – воспоминание. То ли радостное, то ли тягостное.
Стихи – пера Веры Зубаревой. Она, доктор филологических наук, преподает в Пенсильванском университете в США. И поэтическая ее связь с родной Одессой сдвигает вместе далекие материки, делает творческое пространство неделимым. В числе премий поэта – и наша муниципальная имени Константина Паустовского. Она автор многих книг. Первая вышла в Филадельфии с предисловием Беллы Ахмадулиной. В свойственной ей манере блестящий мастер поэтического слова писала о творчестве Веры Зубаревой: “Ее стихи – изъявление ясной и суверенной души, грациозно существующей в осознанном пространстве”.
Читая стихи киевлянина Игоря Кручика, одесситок Алены Щербаковой, Юлии Гвоздевой, Оксаны Паршенко, Ксении Александровой, Екатерины Федоровой и других, понимаешь, что слухи о том, что поэзия наша сходит на нет, явно преувеличены.
На прозаических страницах альманаха мне хочется отметить Анастасию Мамонтенко с искренним рассказом “Я не люблю ромашки”. Он изложен в хорошем литературном стиле. При этом мне представляется, что автор оказалась как бы на распутье между популярным нынче женским “чтивом” и более глубоким повествованием. По какому пути пойдет, покажет время. У строк, вероятно, интуитивного ее письма есть запас высоты. Стало быть, пространство, где не сольются с другими, а будут отдельными и выразительными. Разумеется, работоспособность и без таланта может быть, а вот настоящая талантливость без плодовитости редка. И когда у семнадцатилетнего автора вышли две книги это не только уважение вызывает, но и ощущение перспективы.
Новый альманах “Звукоряд”, собранный редактором-составителем Игорем Потоцким и оформленный рисунками молодой талантливой художницы Ульяны Хохловой”, издан при содействии общественной организации “Интеллектуальный форум”. Если вспомнить значение этих слов, то название можно прочесть как площадь для массового общения и понимания. Что, по сути, форум и делает с помощью этой книги.
Аркадий Ромм
Одесса, "Пресс-курьер"
Альманах ЗВУКОРЯД. Выпуск № 4
Альманах, судя по всему: по составу авторов и по приведенным цитатам , интересный, успеха!
А у меня вопрос, который я регулярно задаю на разных сайтах, к сожалению, пока без ответа: кто нибудь знает что нибудь о судьбе писателя Ели Глеза (Илья Глейзер). Для меня его книги “Любка” и “Забытые письма” образец прозы высокого качества, очень самобытной, талантливой, необычной.
Жив ли он, что с ним стало? если кто то располагает любой информацией, буду признательна за ответ.