5 июня в Одессе в арт-клубе «Шкаф» Южнорусским Союзом Писателей и творческой гостиной «Diligans» был проведён литературный вечер «По следу Мастера…», посвящённый 120-летию со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова…
«След», оставленный М.А. Булгаковым в Одессе, был безжалостно стёрт с лица улицы Дерибасовской не так давно – в 2008-ом году.
Речь, конечно же, идёт о печальной судьбе хорошо известной одесситам гостинице «Спартак», в которой останавливался писатель во время визита в наш город в 1928 году, когда гостиница эта носила название «Империал». Цель визита, как утверждают некоторые источники: постановка пьесы «Бег» в Русском театре. Но, как мы знаем, премьера этой пьесы состоялась уже после смерти писателя: в 1957 году в Сталинградском драматическом театре им. М. Горького. Других «следов», если не считать некоторых, весьма и весьма условных, о которых я упомяну несколько позже, в нашем городе, увы – нет.
Поэтому организаторам литературного вечера «По следу Мастера», состоявшегося 5 июня в арт-клубе «Шкаф», пришлось вести зрителей «по следу» киевскому и «следу» московскому.
Виртуальная прогулка, посвящённая 120-летию со дня рождения М.А. Булгакова, которое литературный и театральный мир отметили 15 мая этого года, по памятным «булгаковским местам» Киева и Москвы, по страницам романов и повестей Мастера, была осуществлена при помощи фотоматериалов 20-30-х гг., а также современных видов тех мест, которые, наряду с героями произведений писателя, стали действующими лицами его повестей и романов, точками соприкосновения реальности и фантазии автора. В подборке фотоматериалов и описаний «булгаковских мест» Москвы и Киева неоценимую услугу оказали сайты, созданные почитателями творчества писателя, хранителями его наследия.
Зрителей сопровождала музыка Ш. Гуно, П.И. Чайковского, Д. Дунаевского. В полумраке зрительного зала – на столиках – были рассыпаны обгоревшие страницы рукописи Мастера (копии настоящей рукописи писателя) и лепестки роз, так любимых его героями. Зарисовки современников и отрывки из романов и повестей М.А. Булгакова звучали в исполнении Евгении Краснояровой, Семёна Абрамовича, Анатолия Стефанчука…
Великолепным продолжением «прогулки» стало исполнение актрисой Татьяной Цявкун отрывка из романа «Мастер и Маргарита». А когда слово взял Олег Полищук, у многих уже не возникло никаких сомнений по поводу того, что всех присутствующих ожидает редкая возможность увидеть раритет: ноябрьский номер журнала «Москва» за 1966 год. Именно в нём впервые, спустя более четверти века после смерти писателя, с многочисленными купюрами, был опубликован роман «Мастер и Маргарита».
На маленьком подиуме перед экраном лежал ещё один раритет: самиздатовское издание романа, вручную перепечатанное на машинке – именно такие издания распространялись в те годы среди читателей – тиража журнала (150 тыс. экземпляров) на всех, конечно же, не хватило.
Вот такой была она, прогулка по следу Мастера…
Если вам доведётся побывать в нашем городе, возможно, вы найдёте ещё несколько «следов», так или иначе связанных с именем М.А.Булгакова. Это кафе «Булгаков» на улице Преображенской, кафе «Мастер и Маргарита» – на улице Ольгиевской, и дом на Садовой под номером восемнадцать, на котором сохранилась табличка: «Дом Феликса Михайловича Рокка».
Но настоящий, подлинный след, конечно же, оставлен Мастером в сердцах и душах благодарных читателей, коих в нашем городе всегда было великое множество. И есть одно замечательное свойство у этого следа: его не смогут стереть ни невежественные горе-застройщики, ни усердные цензоры, ни «румяные критики»…
Людмила Шарга, Одесса
Мнения гостей вечера оказались созвучны друг другу:
***
Пятого июня в арт-кафе «Шкаф» с традиционным десятиминутным одесским опозданием состоялся вечер, посвященный 120-летию со дня рождения М.А. Булгакова. Подготовили и вели программу Людмила Шарга, Семен Абрамович, Анатолий Стефанчук и Евгения Красноярова, вечер был организован Южнорусским Союзом Писателей в сотрудничестве с творческой гостиной «Dilijans».
Правда, хочется поблагодарить организаторов за такой проникновенный, искренний и по настоящему творческий вечер. Программа была грамотно и интересно выстроена от начала и до самого конца, великолепное слайд-шоу и гармонично звучащая в контексте вечера музыка – мелодии Шарля Гуно, П. И. Чайковский, Иоганна Штрауса сопровождали видеоряд, превратившийся в своего рода видеолекцию. Конечно же, основной темой вечера были жизнь и творчество Булгакова и неразделимо связанные с судьбой автора памятные места и здания, которые он запечатлел в своих произведениях: Дом Турбиных, Патриаршие пруды, Нехорошая квартира, Театр Варьете, Дом Мастера, Особняк Маргариты, Клиника Стравинского, Дом Грибоедова, Торгсин, Воробьевы горы… Логично, что весь видеоряд, сопровождавший рассказы о связанных с творчеством Булгакова местах и чтение текстов писателя, начался с дома № 13 на Андреевском спуске, что в городе Киеве, где родился Булгаков. Это именно тот дом, который в 1922-1924 гг. описал Михаил Афанасьевич в романе «Белая гвардия».
Хочется отметить, что и внутренняя обстановка самого клуба «Шкаф», каким-то чудесным образом дополняла и усиливала атмосферу происходящего; как-то очень кстати, что этот вечер прошел именно в хтоническом месте, под землей. И уже совсем почти в экспромте, но очень гармонично вечер завершился чтением отрывка «Крем Азазелло. Полет» из романа «Мастер и Маргарита» в исполнении одесской актрисы Татьяны Цявкун.
Ну что сказать? Вечер удался. Побольше бы подобных встреч и вечеров.
Леонид Якубовский, ЮРСП
***
За скупыми строчками новостной ленты затерялось то необыкновенное настроение и те удивительные чувства, которые испытал я, побывав на этом вечере…
Читая «Мастера и Маргариту» Булгакова, всегда невольно сопереживаешь героям, не важно – положительным или отрицательным. Вот он, почерк Мастера: ты не простой сторонний наблюдатель, ты участник. Ты испытываешь те же эмоции, что и действующие лица, ты ныряешь и уходишь с головой в гущу событий, влекомый автором: «За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе…»
Но есть в романе весьма важный персонаж, присутствие которого совершенно не бросается в глаза. Город. Москва 30-х годов. И это не фон и не декорации – это один из героев, тщательно прорисованный художником и сопровождающий нас от первой до последней странички книги. В таком нестандартном ракурсе и было рассмотрено бессмертное произведение на упомянутом литературном вечере. Рассказ о действительных и предполагаемых прототипах домов, зданий, различных мест и объектов, описанных в романе. Патриаршие пруды, Дом Грибоедова, психиатрическая клиника – место заточения бедняги Бездомного, дом 302-бис с его «нехорошей квартиркой» №50, театр Варьете, подвальчик Мастера и особняк Маргариты, дом Драмлита, и даже трамвай линии «А» («Аннушка») – вот неполный перечень всего, мной увиденного, услышанного и прочувствованного на этом вечере. И всё это, в сочетании с показом фотографий старой (чуть ли не времён Гиляровского) и более современной Москвы, с небанальным оформлением сцены и зала, с чарующей классической музыкой и проникновенным чтением сопровождающего текста и отрывков из романа, – всё это оставило очень запоминающиеся светлые впечатления.
Хочется сейчас выполнить то, что я просто физически не успевал сделать по окончании вечера, а именно – поблагодарить непосредственных исполнителей, организаторов, авторов и участников этого замечательного действа: Сергея Главацкого, Евгению Красноярову, Людмилу Шарга, Семёна Абрамовича, Анатолия Стефанчука, Татьяну Цявкун…
После завершения булгаковского вечера я бежал по улицам уже засыпающего ночного города, боясь опоздать на последнюю маршрутку, и мне казалось, что я стал лучше понимать родной город и даже как-то по-другому к нему относиться. Я улыбался ему, и он улыбался мне в ответ. Город ведь живой, вы не замечали? Нет? А Михаил Афанасьевич, я уверен, знал об этом.
Александр Семыкин, член ООО ВТС КЛУ, г. Одесса
***
О БУЛГАКОВСКОМ ВЕЧЕРЕ И НЕ ТОЛЬКО
Спешу на вечер «По следу мастера…», на часах уже двадцать ноль ноль. Боюсь споткнуться об декор, упавший с великого балкона дома Маврокордато. В бликах солнечных, потрепанного асфальта, дышит, мерцает, шевелиться теплая тень кроны слоновых платанов. Вот и старинное кафе «Два Карла» на пересечении улиц Карла Либкнехта и Карла Маркса и рядом дом с лестницей в подвал арт-кафе «Шкаф».
На вратах-дверях красная афиша Булгаковского вечера с анонсом:
«Дом Турбиных
Брянский вокзал
Патриаршие пруды
Трамвай маршрута «А»…»
Поражает второй налево от входа подземный, шикарно-широкий «андерграундный» арочный зал. Вместо столов огромные кабельные катушки с обгоревшими листами рукописей (копий) и лепестками роз. Открывает и ведёт вечер, председатель ООО ВТС КЛУ и Южнорусского союза писателей Сергей Главацкий, взявший на себя миссию звукорежиссера, всю техническо-визуальную поддержку вечера, на большом экране. Прогулка по местам жизни Михаила Афанасьевича в Киеве, Москве. На сцене, у рампы: литературные артефакты, репродукции, самодельная книга «Мастер и Маргарита». Я, как зачарованный, слушаю Евгению Красноярову и Анатолия Стефанчука, Людмилу Шарга и Семёна Абрамовича. Замечательно подобраны и музыкальное сопровождение вечера и фото 20-х, 30-х годов. Вечер, безусловно, проходит удачно. И это не только литературная лекция. В Одессу, благодаря новаторству ЮРСП, на моих глазах возвращается, утраченное во многом, искусство чтецов! А говорят, что поэты любят читать только себя и читают стихи монотонно. А вот и неправда. С большим талантом читают одесские поэты прозу Михаила Афанасьевича. Как не вспомнить тут 60-е и 70-е годы, когда в Одессу с великим искусством художественного слова приезжал и выступал чтец Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Вячеслав Сомов. Дмитрий Журавлев в статье «Об искусстве чтеца» писал – « что самой природой в человеке заложено стремление и даже пристрастие к перевоплощению и рассказыванию».
П осле вечера, посвящённому Н.С. Гумилеву и нынешнего, посвященного 120-летию со дня рождения М.А. Булгакова, и для организаторов и для зрителей-слушателей становится ясно, что такие вечера должны и обязаны иметь продолжение. Важно, когда публика и, прежде всего, молодежь живет в стремлении к литературному общению друг с другом, когда могут вместе разделить и горе и радость.
В конце 80-х все в восторге от «возвращенных страниц» – возвращенных имен, в 90-м году мы, наконец, дождались полного издания «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова. Девяностые и нулевые годы стали очень плотной материей, но, увы, не всегда и, конечно, не для всех – духом!
Олег Полищук, фотохудожник,
Международная федерация журналистов., г. Москва