Oct 012011
 

Южное Сияние № 1 - обложка Пушкин, Гоголь, Бунин, Грин, Ахматова, Ильф, Петров, Маяковский – вот далеко не полный список деятелей литературы, живших и писавших, правда, в разное время, в Одессе. Понятие «Литературная Одесса» не исчерпало себя и сегодня. Одесская литература – плод творчества талантливых прозаиков и поэтов – продолжает свою историю: новые книги, литературные вечера, фестивали. Так, в августе этого года в Одессе состоялась XV Международная книжная ярмарка «Зелёная волна», в рамках которой прошли различные мероприятия: презентации, конкурсы, концерты, фестиваль детского творчества. Также в Одессе утверждена муниципальная премия им. К.Г. Паустовского, основная цель которой вызвать интерес к новым книгам одесских писателей, а также открыть новые имена, дать дорогу начинающим. Развитию одесской литературы способствует активная деятельность Южнорусского Союза Писателей. Это и многое другое – свидетельство того, что литературная Одесса есть, и вот сегодня, как заявка на большее – первый толстый журнал «Южное Сияние», вышедший под редакцией Сергея Главацкого.

Конечно, и журналы – по большому счёту – имеют определённую политику, задающую те или иные рамки для публикуемых произведений. Вспоминаются размышления Владимира Набокова о давлении «сверху», которое в разное время оказывалось на русскую литературу. Однако Набоков остаётся при мнении, что в свободной стране возможно «множество разнообразных периодических изданий и философских систем».

И этот вывод Набокова очень радует, потому что всё-таки хочется надеяться на свободу периодики – причём в широком понимании слова «свобода»: свобода автора и свобода редакции. Только свободный взгляд обеспечит движение литературной мысли. Свобода и хаос – не одно и то же, и это следует иметь в виду.

Эти размышления стали результатом прочтения первого выпуска одесского литературного журнала «Южное Сияние». Получился некий ассоциативный ряд: от литературной Одессы до свободы взгляда. Такой ряд выстроился вполне справедливо. Во вступительной статье к первому выпуску главный редактор пишет о свободном пути нового журнала – без привязки к определённой тематике из номера в номер. И это, на мой взгляд, наиболее верный путь, по которому журнал вообще может пойти. Только благодаря разнообразию жанров, стилей и проблематики журнал найдёт максимальное количество читателей. А разве не это является основной задачей журнала как такового?

Итак, политика «Южного Сияния» – свобода взгляда на мир. А значит, и широта взгляда, которая свидетельствует об интеллектуальности как основе целеполагания журнала. И это важно. Как известно, периодика в нашей стране активно развивалась, начиная с 19 века и вплоть до настоящего времени. Сегодня существует достаточно много журналов, и большинство из них лишено этой замечательной черты – свободы и широты взгляда, разнообразия рубрик и произведений, их составляющих.

Что удивило меня при знакомстве с журналом, так это необычное расположение рубрик. Традиционно толстый журнал делится на известные всем рубрики «Проза», «Поэзия», «Публицистика» и пр. «Южное Сияние» решило пойти по несколько другому пути: рубрики «Проза» и «Поэзия» неоднократно сменяют друг друга. На мой взгляд, это не просто оригинальность во имя оригинальничания, так действительно лучше воспринимаются произведения в объёмном журнале. Результат довольно интересный: литературный калейдоскоп сложил в сознании красочную мозаику, из которой выстраивается целостное панно. Дозированность жанров способствует тому, что не ощущается пресыщения, и переключение на другой жанр сохраняет динамику прочтения.

Подбор произведений также отличается разнообразием. В предложенных поэтических текстах можно встретить всё: и стихотворения, продолжающие классические традиции, и модернистские стихотворения. Хотя это весьма условное определение, потому что всё-таки не хотелось бы загонять поэзию в определённые жанровые рамки. Одно могу сказать наверняка: что касается поэтической подборки, уж здесь на вкус и цвет товарищи точно найдутся. Остановлюсь на двух поэтах. Это Юлия Мельник и Александр Хинт. Поэзия Юлии Мельник – некий сплав сказочности и реализма. Автору удалось показать осязаемость неосязаемых образов – дня, одиночества, бессонницы, суеты. Невесомость и в определённой степени нереальность предстают в поэзии Юлии Мельник как метафора бытия. Александр Хинт предлагает другую поэзию – серьёзно-ироничную. Стихотворение «Беседа жива» – пример подобного сочетания: красиво написанное произведение, поднимающее одну из «вечных тем» – мимолётности времени, человеческой жизни, – вдруг оказывается то ли шутливым, то ли, наоборот, весьма серьёзным стихотворением с достаточно непривычными для читателей героями. А моментальный апрель, вдруг сменяющийся ноябрём – удачно найденная автором метафора нашей жизни.

Прозаические произведения также порадовали своей разноплановостью. Опять же стоит сослаться на слова главного редактора, пишущего о том, что и экспериментальная литература несёт в себе душевный накал. И этот душевный накал явно ощущается при прочтении таких экспериментальных (на мой взгляд) произведений, как «Хроника отношений с Даварием Бухенфордом» (Ольга Ильницкая), шорт-повесть «Северны сказы про Максимку бога» (Алексей Торхов), «Templa non grata» (Сергей Главацкий и Евгения Красноярова). Из этого списка я бы выделила последнее произведение – «Templa non grata». Абсолютная фантасмагория. Вариация на тему утопии. Смесь фантастики, реализма, античной мифологии. Очень яркое и оригинальное повествование.

И в том же выпуске журнала – совершенно иные по эмоциональному и идейному содержанию произведения «Обретая лёгкость» (Алан Останин), «Анна Волкова. Подвалы» (Виктория Колтунова). Это произведения, повествующие о чём-то интимном и очень важном для каждого человека: совести, памяти, душевных переживаниях. Рассказ А. Останина очень искренний. «Уставший от пустословий и зрядвижений» Сергей Николаевич по воле судьбы встречается со странным, на первый взгляд, молодым человеком Артёмом. Однако знакомство с Артёмом не проходит бесследно: Сергей Николаевич начинает по-другому оценивать собственное существование, уверяется в его пустоте и ненастоящести. Рассказ о жизни деда Артёма целительно воздействует на персонажей рассказа, освобождает их от душевной окаменелости.

Поэзия и проза – не единственные рубрики, что естественно для «толстого» журнала. Например, есть рубрика «Переводы», хотя она, к сожалению, представлена всего лишь одним небольшим произведением. Ещё одна рубрика – «Литмузей» – в первом выпуске журнала посвящена личности Бунина. Именно личности – это очень важно. Разве может биографическая справка, написанная зачастую сухим академическим языком, сравниться с повествованием, раскрывающим личные качества человека? И читается такая информация иначе: не как о каком-то далёком, когда-то и где-то жившем человеке, а как о живом, таком же, как я сам и все мои близкие. И материал о Бунине, представленный в журнале, рождает именно такое – живое – восприятие. Здесь есть всё: его собственные труды, воспоминания современников, жены и даже художественное осмысление жизни Бунина в рассказе Валентина Катаева «Золотое перо».

Не лишён журнал и живого обсуждения. Так, в рубрике «Плаха» предложена проблемная статья Леонида Костюкова «Любитель и другой», поднимающая вопрос, какой же он – истинный поэт. Последующая дискуссия не только развивает предложенную тему, но и приглашает читателя и самому поразмыслить, принять какую-нибудь позицию. Пожалуй, это дань принимающему всё большие масштабы интернетовскому общению. Наверное, именно этим вызвано столь объёмное изложение различных точек зрения – явная имитация общения на форуме в интернете. Хотя некоторым комментариям к статье не хватает живости.

Назову ещё рубрики «Вести с полей» и «Окоём». По сути, и та, и другая преследуют одну цель – освещение важных литературных событий. «Окоём» (название говорит за себя) освещает литературные события более широкого масштаба. «Вести с полей» отражают собственно одесские литературные новости.

В целом, всё на месте. И не думаю, что только у меня возникло такое впечатление. Как уже говорилось выше, разнообразие материала и свобода взгляда привлекут максимальное количество читателей, ведь каждый найдёт что-то для себя. Очень приятно, что новый журнал – «Южное Сияние» – с самого первого выпуска продемонстрировал такой потенциал. Дальше – больше. Очень на это рассчитываю.

Avatar

Ольга Новикова

Новикова Ольга Юрьевна, 1986 г.р. Высшее филологическое образование, лингвист, соискатель учёной степени кандидата филологических наук, член редколлегии журнала "Новая литература". Проживает в Воронеже.

More Posts

 Leave a Reply

(Необходимо указать)

(Необходимо указать)