Что таится в нас, неведомое нам самим?
Чем таким наделил нас Всевышний, что позволяет нам сострадать и сопереживать чужой беде, чужому горю и осознавать, что чужой беды не бывает?
Сердцем, разумом, душой…
Не эти ли составляющие, три основы, «три кита», на которых и держится мир, а следовательно – и мы, населяющие этот мир, люди.
Не эти ли составляющие присущи произведениям Константина Паустовского?
О чём, о ком бы ни писал он – в каждое слово, в каждую строку вложено тепло сердца, острота разума, глубина души.
Неожиданно осознала, что задавшись целью, написать о программе по творчеству Константина Паустовского « Ручьи, где плещется форель», пишу о самом Паустовском.
И, исправляя приятную эту оплошность, начну с того, что программе этой исполнилось двадцать пять лет. Режиссёром программы была Зинаида Григорьевна Дьяконова, актриса, педагог, режиссер, заслуженный работник культуры Украины.
Она родилась в Одессе, в семье предводителя дворянства (начальника Одесской железной дороги), училась во Франции. Вернувшись в Одессу, занималась обучением рабочей молодежи и детей орфоэпии – правильному произношению.
Создала Студию подготовки чтецов в Одесском Доме Актёра и Доме Учёных. Как педагог подготовила многих известных артистов и чтецов. Впоследствии работала в Одесской филармонии в качестве режиссера-постановщика, поставила множество литературных программ и выступлений, и сегодня об её учениках с восхищением говорят: школа Дьяконовой.
Я не случайно сделала ещё одно отступление, ведь читала рассказы Паустовского мастер художественного слова, лауреат муниципальных литературных премий К.Паустовского и И. Рядченко – Елена Куклова – ученица Зинаиды Григорьевны Дьяконовой.
Составителем программы был Роман Бродавко, заслуженный работник культуры Украины, вступительное слово которого и посвятило зрителей камерного зала одесской областной филармонии в историю этой уникальной программы, прошедшей при полном аншлаге. Что само по себе и неудивительно – программа выстроена так, что зритель, вовлечённый в эпизоды из жизни литературных героев Паустовского актёрским мастерством исполнителей, волей-неволей оказывается в самой «гуще» этих эпизодов, представляя себя там, в тех местах, где они происходили, если не участником, то отнюдь не равнодушным созерцателем.
Необходимо отметить, что продолжил работу над программой ещё один ученик Зинаиды Григорьевны Дьяконовой – режиссёр, лауреат муниципальной премии «Твои имена, Одесса», Сергей Сеславинский.
Три рассказа, три незамысловатых, обыденных, на первый взгляд, сюжета. Но с какой глубиной, с какой точностью выписаны эти сюжеты, и с какой изумительной тонкостью актриса – чтица, раскрывает перед зрителем эти образы и внутренний мир каждого из них.
Она и сама, преображаясь, предстаёт нежной Татьяной Петровной, чуткой и трогательной ( рассказ «Снег»), а концертмейстер, дипломант международного конкурса Елена Чёботова, посредством чарующих звуков, слетающих под её руками с клавиш рояля, завершает волшебство перемещения зрителя в маленький заснеженный городок…
А вот легкомысленная и в одночасье осиротевшая и повзрослевшая Настя – героиня рассказа «Телеграмма». Сколько материнских сердец сжималось от страдания, слушая или читая эту печальную историю. Сколько дочерних слёз пролито над ней…
Но словно луч солнца из-за туч является перед зрителем блистательная Мария Черни, чей образ воссоздан голосом Елены и дивным сопрано лауреата международных конкурсов Алёны Куруоглы, её элегантной, утончённой манерой исполнения…
Я никогда не видела, как плещется форель в ручьях, но в этот момент легко представила себе это чудо. Так плескалась переполнявшая меня радость, от соприкосновения с мастерством исполнителей, с ожившими героями Паустовского…
В начале ревью я упомянула о том, что программе этой исполнилось двадцать пять лет.
А сколько лет рассказам Паустовского?
Когда жили, любили, страдали и умирали его герои?
Всегда.
Это могло случиться вчера, позавчера, пятьдесят или сто лет назад…
Это могло случиться, а может быть, случалось с вами, с вашими добрыми знакомыми…
Созданное настоящим писателем – вне времени.
И невозможно определить, какой век за окнами, когда выходит на сцену актриса, и голос её оживляет человеческие судьбы, такие обыденные и ничем не примечательные, на первый взгляд. И сколько времени проходит, пока звучит Слово?
Маленькая Вечность…
В конце программы, когда утих шквал аплодисментов, глава Княжеского Дома Горчаковых Андрей Горчаков вручил Елене Кукловой Благодарственную грамоту от Княжеского Дома Горчаковых в связи со 120-летием со дня рождения писателя и за многолетнюю популяризацию творчества К.Г.Паустовского.
С приветствием и благодарностью выступил директор одесского музея К.Г. Паустовского Виктор Иванович Глушаков.
Не могу не написать об одном удивительном совпадении: так уж получилось, что все исполнители, задействованные в программе к 120-летию со дня рождения К.Г.Паустовского, являются обладательницами замечательного женского имени – Елена, что в переводе с греческого означает « избранная, светлая, сияющая».
Что ж, мне остаётся только поблагодарить гармоничный тройственный союз «Прекрасных Елен», каждая из которых полностью соответствует значению этого древнего имени, и пожелать им дальнейшего сияния вне времени.
Людмила Шарга (ЮРСП)
________________
Опубдиковано в Дилижансе