За 218 лет мой любимый город, без сомнения один из лучших на черном море, оброс множеством легенд и сам уже давно стал легендарным. В конце концов, города не придумывают легенды, а сами становятся ими. Мне думается, что самые интересные легенды относятся к первым годам возникновения Одессы. И вообще, кто бы мог подумать в конце 18 века, что из на месте маленькой заурядной турецкой крепости Хаджибей через тридцатилетние будет стоять европейский город, воспетый Первым русским поэтом Александром Пушкиным.
Бесспорно, дирекция Одесского академического театра музыкальной комедии имени легендарного актера Михаила Водяного не прогадала, решив воплотить на сцене одну из самых знаковых легенд Южной Пальмиры о любви одесситов к своему городу и любви императора Павла I к апельсинам.
Легенда говорит о том, что в конце 18-го века у совсем молодого города не было в казне денег. Казначей был, а деньги отсутствовали. Никто достоверно не помнит, кто первым высказал идею отправить Императору в Санкт-Петербург обоз с апельсинами. Но непредсказуемому российскому самодержцу подарок понравился, и он велел отправить городу деньги.
Надо сказать, что «шалость» Игоря Лосинского и Яна Гельмана состоит из двух частей. В первой части, понятное дело, есть прекрасные дамы, хитрые турки, отважные молодые офицеры, ловкачи, казаки, жены турецкого бея, да и сам этот бей. На сцене появляется совсем неожиданный генералиссимус Суворов (в шотландской юбке). Засл. арт. Украины Николай Завгородний здорово выполняет свою функцию. Он связывает в один клубок несколько интриг, которые происходят на сцене. Главная из них – Хаджибей становится русским городом и уже в нем происходят различные неправдоподобные истории с влюбленными. Нет ничего удивительного, когда авторы либретто заставляют страдать своих героев не от вражеских пуль, а от любовных томлений. Ибо, как правильно сказал поэт Степан Щипачев, жаль, что он не родился в Одессе, «любовью дорожить умейте!». Три влюбленные пары играют искрометно, но, слава Богу, не переступают грань между искусством и банальностью. Хочется отметить игру засл. арт. Украины Лукашенко (американский пират на русской службе – Поль Джонс), лауреата межд. конк. вокалистов Юрия Федорченко (Иосифа Дерибаса) Тимофея Криницкого в роли атамана Антона Головатого. Они играют весело бесшабашно. Помимо воли, лично во мне звучали «пиратские» стихи Олега Дмитриева «Мальчишкам хочется в пираты, оставив дом, отца и мать…»
На сцене действуют лихие пираты, на самом деле являющиеся знаковыми фигурами в истории города. Наверняка на самом деле ничего подобного не было. Но не зря одесситы считают, что самые замечательные любовные истории происходили именно в нашем городе. Во втором акте мне понравился Павел І, которого играл молодой солист, лаур межд. конк. вокалистов Александр Прокопович. Булат Окуджава как то написал о российском императоре веселое стихотворение с рефреном: «Я Павел 1, тот который стоит России во главе», то есть по мысли Игоря Лосинского и Яна Гельмана Одессе помогла вся Россия. Понятное дело, что свой талант проявили необыкновенные одесские красавицы – француженка Мишель (Лилия Духновская), русская графиня Наталья Четвертинская (лаур. межд. конк. артистов оперетты и мюзикла Наталья Ткачук), и лихая одесситка в первом поколении Катерина (засл. арт. Украины Аурика Ахметова), которым обольстить императора не составило никакого труда. Ибо тогда в Одессе проживали самые бойкие красавицы российской империи, истории о которых до сих пор гуляют по нашему городу. Не зря же так часто в Одессе влюбляются приезжие поэты (А.С.Пушкин и другие). Авторы справедливы, на решение императора повлияли не только заморские фрукты, но и красота и грация одесситок. Господи, скольким графам, князьям, поэтам, скульпторам, художникам вскружили головы одесситки. Вспомним для примера Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Всеволода Мейерхольда и других…
Вчера я встретил праправнука атамана Головатого на Дерибасовской. Он, понятное дело, флиртовал с праправнучкой графини Натальи Четвертинской.
– Привет, Игорь, – сказал мне Сергей Головатый, – надеюсь, что у тебя все в порядке!
– А у тебя? – спросил я. – У меня, как видишь, новый роман, ответил Сергей, – грандиозный и непредсказуемый. Моя избранница – настоящая графиня. Возможно, ты мне не веришь?
– Верю, – сказал я и сразу заслужил улыбку Надежды Четвертинской.
Следует обязательно отметить профессиональное мастерство дирижера-постановщика засл. деят. искусств Украины Вадима Перевозникова, режиссера-постановщика – засл. деят. искусств России Георгия Ковтуна, художника-постановщика – засл. худ. Украины Станислава Зайцева, художника по костюмам Елены Лесниковой. И директора театра – засл. раб. культуры Украины Елену Редько, без которой бы этот спектакль не состоялся.
Игорь ПОТОЦКИЙ