(Презентация новой книги стихов Веры Зубаревой «Гаданье на чернильной гуще»)
Только что возвратилась домой после презентации книги-альбома Веры Зубаревой с репродукциями картин Изи Шлосберга “Гадание на чернильной гуще“, которая состоялась в филиале Бруклинской публичной библиотеки Kings Bay. Впрочем, слово “возвратилась” здесь не совсем уместно. Все эмоции, мысли, чувства – всё по-прежнему там, где мы стали зрителями, слушателями, а в душе и соучастниками (не сочтите за манию величия – просто такие уж возникли ощущения сопереживания, а отсюда и сопричастности) гармоничного единения поэзии, музыки, живописи и исполнительского мастерства.
Что же это было за действо. Конечно, не только и не просто презентация новой книги, прекрасно изданной и полиграфически, и композиционно. И не просто встреча авторов с читателями. Произошло, случилось ещё и знакомство аудитории с разными периодами и направлениями в творчестве Веры Зубаревой, как об этом рассказала она сама в интервью с литератором Еленой Литинской. Интервью открывало презентацию. В нём Елена фактически выстроила сценарий знакомства аудитории с многогранным творчеством Веры Зубаревой, её преподавательской и литературоведческой работой, а также историей формирования её как литератора.
Интересно и, в то же время, деликатно, задавала Е. Литинская вопросы, касавшиеся тонкостей сотрудничества и со-творчества художников разных жанров — поэта и композитора, поэта и живописца. И в манере ведения интервью и характере задаваемых вопросов были бесспорно ощутимы профессионализм и многолетний опыт президента Бруклинского клуба русской поэзии, энтузиаста своего дела.
Вторая часть презентации была отдана поэтическому чтению, и мы стали свидетелями удивительного явления — из единения поэзии, музыки, живописи и исполнительского искусства родился блестящий спектакль. Мягкий голос, утонченная сценичность всего облика Веры Зубаревой и выразительность чтения гармонично сочетались с прекрасной музыкой Вадима Зубарева и видеорядом из необычных картин Изи Шлозберга. И если «Гаданье на чернильной гуще» вышло в серии «Стихоживопись», то презентация добавила ещё два новых жанра, превратив это в своеобразную сценическую стихомузоживопись. Не стану выделять здесь какие-то отдельные произведения из прочитанного Верой. Скажу лишь, что всё шло единым потоком, и ощущалась потребность слушать, погружаясь в особое гипнотическое состояние, и оставаться в нем как можно дольше.
В ходе спектакля вдруг неким полемическим диссонансом возник новый посыл. Как будто по мановению руки зрительный зал переключили на иную волну, заставив осознать, что существует и другая грань состояния, которое простые смертные именуют «творческий процесс». На сцене появился довольно забавный персонаж – главная героиня одноимённой поэмы Веры Зубаревой «Милая Ольга Юрьевна», некое контр-эго поэта. Этот сказочный образ книжной феи материализовался, обрел плоть и кровь, неповторимый облик, иронично-скептические интонации в блистательном, остроумном исполнении актрисы Елены Строгановой. Благодаря её интерпретации Ольга Юрьевна обрела конкретные черты, обозначив ещё одну грань творчества Зубаревой, связанную с иронией и гротеском.
Презентация закончена. Я держу в руках книгу «Гадание на чернильной гуще»… Знаю, она будет вырывать меня из рутины повседневности, погружая снова и снова в волшебный мир искусства слова, звука и красок.
Наталья Нейжмакова
19 апреля 2015, Нью Йорк
Это не книга, это вербальная магия, перенесенная на бумагу.Браво, Вера!