Галина Подольская – доктор филологических наук, искусствовед, писатель, автор международных проектов, благодаря которым картины израильских художников ныне находятся в музеях России, Украины, Беларуси, Азербайджана, Узбекистана. Кроме того, Галина Подольская – автор множества книг, в том числе «Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю и культуру». Ее давняя любовь к Шагалу (хотя для «Гала», Галины, казалось бы, ближе Дали) выразилась еще и в том, что Подольская и ее друзья-инициаторы (Александр Аграновский, Роман Гершзон) вместе «пробили» появление площади Шагала в Иерусалиме. Да-с, есть теперь такая площадь, товарищи!
И как это случается с дивным русским языком, что обкатывает слова, как море голыши, и пляшет ономастика в обнимку с топонимикой, площадь та отныне – Шагаловка. Поскольку, скажем, есть в метро-московской реальности Пушкинка, Маяковка, куда издавна стекались поэты, а у нас пусть будет – Шагаловка. Приходите же, пишущие и рисующие, пляшущие и поющие, под дождем, на крыше и сами по себе!
Да и сама Галина Подольская – подлинная, истовая «шагаловка», истинный искусствовед, ведь тут таится чистая радость – всласть прясть «нить жизни художника».
Поговорим с Галиной Подольской о творческих свершениях и новых проектах.
– Мне очень нравится Василий Кандинский с его складированием хаоса, разбросом красок. Как он писал: «произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом – «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, само становится личностью, самостоятельным духовно дышащим субъектом, ведущим также и материальную жизнь <…> Оно живет, действует и участвует в создании духовной атмосферы». А что там в наших палестинах?
– В наших палестинах произведение может родиться (по Кандинскому – «выйти из художника»), но отделиться от художника ему по сути невозможно, поскольку художник сам занимается своими выставками. А вот третья часть – помочь произведению художника участвовать в создании духовной атмосферы – это то, чем занимаюсь я. В этом и заключается идея международных музейных проектов Объединения профессиональных художников Израиля. Это не сиюминутный процесс, но результат достижим. В настоящее время в музеях постсоветского пространства находится несколько сотен произведений наших художников, доступные для (без преувеличения) огромного круга любителей искусства.
– Галина, вы доктор филологических наук, в России занимались английским романтизмом, «озерной» школой, Колриджем и Китсом. Не тянет в ту жизнь, из Иерусалима к Гипериону?
– Вопрос непростой. Честно ответить можно только духовнику и то не на одной исповеди. Кандидатскую диссертацию я защитила по специальности «литература стран западной Европы, Америки и Австралии» (докторат, 1986), докторскую диссертацию – по специальности «Русская литература» (постдокторат, 1999). Опубликовала три научных монографии, отражающие круг вопросов, исследующих темы: «Поэзия Джона Китса в России» (1993. – 304 с.), «Баллады Роберта Саути в контексте русской литературы XIX – первой трети XX вв.» (1998. – 232 с.), «Баллады Сэмюэла Тейлора Колриджа в контексте русской культуры первой четверти XX в.» (1999. – 256 с.). Скажу одно: если бы здесь я продолжала заниматься изучением восприятия английского романтизма в России, то не стала бы романтиком современного израильского изобразительного искусства. Видимо, Всевышнему так было угодно. Я люблю то, чем занимаюсь сегодня. Думаю, что это наиболее актуально для места, где мы живем и которое созидаем, потому что если мы не будем создавать собственную духовную атмосферу, то в какой-то момент окажемся чужими в своей стране – нам здесь попросту нечего будет делать. И будет жаль, если такое случится, учитывая культурный и интеллектуальный багаж нашей алии. По большому счету, я продолжаю работать в гуманитарной области. Культура – ее часть.
– В последние годы вы много внимания уделяете сотрудничеству с художественными музеями России, Украины, Беларуси, Азербайджана, Узбекистана. Что это за проект?
– Сегодня – это проект моей жизни! Я позволю себе процитировать отрывок из своей книги «Современное израильское искусство с русскими корнями», вот уже семь лет как ставшей «самостоятельным духовно дышащим субъектом»: «Читатель, ты держишь в руках эту книгу, а первая из передвижных выставок по проекту «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями <…> уже в пути к берегам «русскоговорящих» стран диаспоры – чтобы на земле наших корней показать их жизнеустойчивость и способность к прорастанию в мировой культуре. И лучшее тому доказательство – проросший на Земле Обетованной чудесный росток, имя которому – современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями».
В настоящее время в фондовых собраниях художественных музеев всех названных вами стран имеются работы израильских художников, выходцев из постсоветского пространства, о которых я и писала в книге. К ним присоединилось еще ряд новых имен. Мне представляется важным, что их работы уже попали в мировое музейное пространство и по ним судят об изобразительном искусстве Израиля. Важно, что музеи уже выставляют их в своих проектах именно как израильских художников, имеющихся в их коллекциях. Важно, что это работы об Израиле – об истории, религиозных устоях, традициях людей, которые здесь живут, о природе. Это проекты культурно-просветительские. В них нет произведений «ни о чем».
На Земле Израиля находятся святыни трех авраамических религий. Государство Израиль – хранитель и гарант их бытия в мире. Выходцы из стран постсоветского пространства являются носителями ментальности и Израиля, и стран, где они родились и восприняли культуру, поддерживают отношения с родными и друзьями. Многие дорожат общечеловеческими ценностями и предпочитают толерантность как модель мира, культуру мира, дружбы и взаимодействия народов. Мы идем туда, где нас ждут, где рады нам и нашему дару. Мы рассказываем миру о себе, отталкиваясь от историко-культурных точек соприкосновения.
Все наши проекты – альтруистические, ни в коем случае не коммерческие. Но практика показывает, что в рамках существующей структуры межгосударственных отношений служить красотою миру не так-то уж и легко. Недостаточно одного желания совершить доброе дело – передать в дар свою работу, – важно, чтобы она попала по целевому назначению – туда, где ее не только примут, но и не продадут, будут хранить, экспонировать, изучать. Произведение искусства должно приносить пользу обществу.
– И вы все это берете на себя?
– Мир – череда межличностных отношений. Рабби Нахман утверждал, что «от людей, уважающих друг друга, известно, что они достойные люди, – и наоборот». У меня много единомышленников, иначе в этой многоступенчатой системе ничего бы не состоялось. Рассказ о тех, кто помогал в Азербайджане, России (в том числе Удмуртии и Чувашии), Украине, Узбекистане, Беларуси, – это тема для отдельного интервью.
Скажу только, что сегодня благодаря нашим совместным проектам уже в 15-ти музеях стран постсоветского пространства появились тематические коллекции, созданные художниками Израиля. Это культурно-просветительские проекты о Земле Израиля и ее духовной неисчерпаемости, с учетом наших точек соприкосновения с региональными особенностями стран-партнеров и содержательной направленности каждого из музеев. Мы живем на Святой Земле, но без уважения к мировой культуре и ее ценностям диалог невозможен. Это то, что определяет содержательную основу проектов, привлекающих обе стороны.
– Можно поподробнее, чтобы увидеть «механизм» в действии?
– Постараюсь, но это много. Так, коллекция «Человек в мире» для Уманского художественного музея формировалась с опорой на суждения Рабби Нахмана, чья могила стала местом паломничества хасидов мира. Напомним, что в 1798 – 1799 г. цадик посетил Святую Землю и создал ряд книг в этой связи.
Отправной точкой проекта «Палитры Земли Обетованной» с Черниговским областным художественным музеем имени Г. Галагана стал факт захоронения на Масличной горе раввина Хаима Давида Цви Хейна – главы Черниговского раввинского суда (1925 г.).
Проект «Пейзаж Святой Земли» с Черкасским областным художественным музеем связан с растениями Священного Писания, которые можно увидеть в пейзажах Израиля. При этом многие образцы библейского дендрария ныне культивируются в Украине. Примечательно, что здание музея построено на месте бывшей синагоги.
Значительная часть подборки для Музея Шолом-Алейхама – филиала Музея истории Киева представляет собой книжные иллюстрации к произведениям еврейского классика, определенный период жизни которого связан с Киевом. Живописные работы созданы по мотивам Шолом-Алейхема. В проекте «Шалом, Шолом-Алейхем!» – к 100-летию со Дня памяти писателя – мы отталкивались от названий улиц, носящих имя выдающегося писателя в Украине и Израиле, и, конечно же, в Иерусалиме. Память общей культуры объединяет нас.
Очень интересно сложился проект для Дома-музея Велимира Хлебникова «Художник и слово. К 125-летию со Дня рождения Веры Хлебниковой» (Астрахань). В Иерусалиме ушел из жизни дед Велимира и Веры Хлебниковых. Он умер во время паломничества. Прах купца первой гильдии Алексея Ивановича Хлебникова был доставлен на родину и похоронен в Астрахани, в семейном склепе.
Проект «Земля Израиля и И.Е.Репин» с Харьковским художественным музеем – хранителем самой крупной в Украине коллекции И.Е.Репина – посвящен местам, на которых Илья Ефимович побывал в 1898 г., находясь в паломнической поездке на Святую Землю. В святом городе художником был создан этюд «Несение креста», оставленный в Иерусалиме в дар церкви Александра Невского, находящейся в непосредственной близости к Храму Гроба Господня.
Коллекция «Земля Израиля и В.В.Верещагин. К 175-летию со Дня рождения художника» для Николаевского художественного музея имени В.В.Верещагина опирается на места проделанного им в 1883-1884 гг. путешествия по Палестине, вылившегося в «Палестинскую серию» из 120 работ и историческую серию «Трилогия казней».
Проект «Израиль – места и местечко Шагала» с Одесским Домом-Музеем имени Н.К.Рериха напоминает о биографическом факте, связывающем великих художников: в 1907 г., в Санкт-Петербурге, будучи директором Школы Императорского Общества поощрения художеств, Николай Константинович поддержал юношу из Витебска. Общеизвестно, что талант Марка Шагала с многогранной широтой раскрылся в Израиле, при этом мало кто помнит о том, что в 1922 г. и в Украине реализовался один из творческих планов Шагала. Это был благотворительный проект в помощь голодающим еврейским детям – сиротам – издание в Киеве, в издательстве «Култур-лиге», альбома «Тройер» – гигантским по тем временам тиражом. Один из разделов проекта посвящен реальному достижению нашей алии в утверждении памяти Шагала в Израиле – открытию площади имени Шагала в Иерусалиме. Проект был посвящен 70-летию образования Государства Израиль и памяти мастера, визуально объединившего евреев Израиля и диаспоры образом местечка как символа малой родины.
С Одесским Домом-Музеем имени Н.К.Рериха был связан и проект «Мир через Культуру» («Картины израильских художников»), который в 2013 г. по сути начал акцию выставок-дарений, хотя в то время мало кто мог предположить, что она приобретет такой размах.
– А как вам удается находить такие темы, которые вызывают не только интерес у специалистов таких разных музеев, но и желание сотрудничать?
– В Израиле – для исследователя гуманитарного склада мышления – темы рассыпаны вокруг нас. Я иду от наблюдений, от истории культуры, мира объективных предметов и объектов вокруг нас. Есть такие темы, настолько очевидные, что ничего не нужно придумывать. Иерусалим, Астрахань, Баку, Чебоксары, Ташкент, Ижевск – многонациональные и полиэтнические центры. При наличии определенного национального состава их роднит межэтническая толерантность и религиозная терпимость. В Объединении профессиональных художников Израиля есть выходцы из этих городов – это живая нить жизни.
Иерусалим как духовная столица мира интересен для широкой аудитории этих регионов своими культурными достопримечательностями. Так родились проекты «Иерусалим – духовная столица мира» (Астраханская государственная картинная галерея имени М.П.Догадина), «Иерушалаим вдохновенный!» (Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, инициатор – знаток Иерусалима, уроженец Баку Александр Аграновский, при поддержке Ассоциации Израиль – Азербайджан «АзИз»), «Краски Земли Израиля» (Удмуртский республиканский музей искусств, Ижевск), «Земля Солнца» (Государственный музей искусств Узбекистана», Ташкент), «Земля Обетованная – Израиль» (Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары). Инициатор последнего проекта – сотрудник библиотеки еврейского университета – Галина Галембо, чьи семейные корни связаны с Чебоксарами. Активно помогали и уроженцы Чебоксар художники Марина Андреева и Вадим Макаров. Открытие выставки в музее назначено на август этого года. Энтузиасты уже купили билеты, чтобы ехать на презентацию проекта.
Замечу, что речь идет об очень серьезных и уважаемых государственных музеях, поэтому не все предложенное мне художниками отправляется. И потом, прежде, чем быть принятыми на месте, все работы проходят предварительную экспертную комиссию в самом музее. Мое мнение: счастье, что в таких музеях теперь есть работы наших художников.
– Чебоксары – это единственный проект в обозримом будущем? Или, чтоб не сглазить, секретов не раскрываем?
– Некоторые могу раскрыть. В первых числах июля откроется проект в Беларуси – «Дар с Земли Обетованной. К 100-летию со Дня памяти Н.А.Кошелева» (Барановичи). В 1891 г. Н.А.Кошелев, в прошлом крепостной художник, побывал в Палестине. Сохранились его натурные работы этого периода, а потом на протяжении десяти лет в Санкт-Петербурге он работал над циклом из 18 работ «Крестный путь», находящемся ныне в Храме Александра Невского в Иерусалиме (каждая из работ 350 х 210 см). Окончив работу над страстным циклом, Н.А.Кошелев создает эскизы для мозаик Храма Александра Невского в Варшаве. События Советско-польской войны изменили судьбу храма. В 1926 г. католики разрушили православный храм. В 1928 г. мозаики были переданы Беларуси. В 1931 г. в Барановичах был построен Покровский собор, считающийся одним из самых значимых памятников архитектуры с мозаиками Н.А.Кошелева. Когда я рассказала обо всем этом художнику Андриану Жудро, который родился в Барановичах, тот был поражен не менее моего, учитывая, что Покровский собор – главный в городе его детства. Он поехал в Барановичский краеведческий музей и предложил наш проект. Начинание было поддержано и художниками Объединения профессиональных художников Израиля. В конце июля этого года в Барановичах открывается наша выставка-дарение, которую откроют инициатор проекта Андриан Жудро и председатель Объединения профессиональных художников Израиля Анна Зарницкая. Творчество этих художников в Беларуси хорошо известно по их участию в международных пленэрах, проводимых Могилевским художественным музеем имени П.Масленикова. Их знают по персональным выставкам в разных музеях страны и, прежде всего, в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Замечательно, что на этой выставке они будут представлять Объединение профессиональных художников Израиля.
– Я так понимаю, что всем это доставляет удовольствие?
– Думаю, да! Это движение мира, в котором чувствуешь свое участие. Сколько радости в гипотезе, которая подтвердилась, когда факты из фактографии начинают выстраиваться в фактологию, когда я пишу проект! Мое глубокое убеждение – без интуиции, опирающейся на профессиональные навыки, человеку нечего делать как в науке, так и в искусстве. Это экстрим! И креатив – когда выставка в музее открылась и назначены сроки ее экспозиции.
– А бывали просчеты?
– Бывали. Но отрицательный опыт – это тоже опыт, важно самим извлечь из него уроки ещё раз пытаться воплотить проект в жизнь.
– И напослед, пожелайте что-нибудь читателям.
– Не растрачивайте себя понапрасну. Живите среди людей, которые вам симпатичны. Находите в жизни лучшее, не бойтесь заниматься тем, что нравится.
Я благодарна всем, кто сейчас нашел время прочитать это интервью. Кстати, все издания с содержанием состоявшихся проектов, музейными коллекциями по темам, фотографиями и биографиями наших художников можно посмотреть в ю-тубе, просто набрав в поисковике название конкретного проекта и музей. А вам, Михаил, спасибо за неравнодушие к культуре Израиля.