(Михаил Сидоров. Антисемитизм истоков. – Тель-Авив: «Москва – Иерусалим», 2015. – 355 с. ISBN 978-965-555-802-9)
Михаил Сидоров – историк и публицист, живущий ныне на Земле обетованной, абсолютно убежденный вслед за Владимиром Соловьевым, что возбуждение племенной и религиозной вражды «в корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию…»
Проклятые вопросы, горячо волнующие автора книги, да наверняка и широченные массы читателей, навскидку таковы: в чем причина живучести антисемитизма – этой хронической ментальной болезни человечества? Почему на смену государственному антисемитизму нередко приходит антисемитизм «общественный» и почему так популярен в современном мире «антисионизм»? Чем опасен западной цивилизации ее нынешний антиизраэлизм?
Статьи Михаила Сидорова, собранные под одной обложкой, являют городу и миру как бы цельный исторический роман, увлекательный, местами спорный, но неизменно завораживающий, доступный равно интеллектуалам и миргородцам. Сквозь желтозвездную призму «еврейского вопроса» автор рассматривает многие драматические страницы истории российской, ворошит наболевшее и тлеющее в международных отношениях, затрагивает также проблему «исторического экспериментирования».
Мрачный историк с Патриарших прудов утверждал, что люди (и не только москвичи) в своих трудах и днях не меняются, зла в их душах не убывает – этого добра сроду хоть пруд пруди! Михаил Сидоров тоже неутешителен: «Одни люди склонны к юдофобии, а другие – нет. Ею могут грешить неучи и академики, полные бездари и талантливые литераторы, консерваторы и либералы, социалисты и антикоммунисты, христиане, мусульмане и атеисты. Антисемитизм – это ментальность, или даже – субрелигия, основанная на вере в негативную (или в лучшем случае – амбивалентную) миссию евреев в истории». Причем, как печально отмечает автор, поколебать эту веру – весьма трудно, практически невозможно. Уж ежели кто исповедует бред, блаженно вляпался мозгами в помойную ямку – то на том стоит и стоять будет! Ох, недаром мудрый наш гуру Борис Стругацкий свое эссе о юдофобии «Больной вопрос» сопроводил подзаголовком «Бесполезные заметки». Увы, увы, прав классик на все сто!
Однако книга Михаила Сидорова, обращенная, повторяю, ко всем и вся, вовсе и не предполагает, что после ее прочтения юдофобы потупят клыки и смиренно улягутся рядком с юдофилами. Просто, по мнению автора: «антисемитизм постоянно должен быть предметом социологического, исторического, философского, психологического, этического анализа». Образно говоря, надо дозорно стоять над пропастью во ржи и удерживать человечество от периодического вхождения бесов, превращения в свиней и гона спозаранку.
Кроме того, убежденные, плодовитые, расплодившиеся юдофобы с их томами тьмы не должны чувствовать себя в безопасности, являясь наглыми монополистами в «освоении» еврейского вопроса. Книга Михаила Сидорова, обращенная и к разуму, и к чувствам читателей, воистину томов премногих тяжелей!
Не зря профессор Тель-Авивского университета, замечательный ученый и исконный интеллектуал Александр Воронель пишет: «Много лет и событий прошло с тех пор, но я как сейчас помню мое ошеломление от письма историка Михаила Сидорова из далекого Барнаула, в котором говорилось о “комплексе Измаила” как психологической подоснове арабской вражды к евреям. Поколения мудрецов, изучавших Тору вдоль и поперек, не уделили внимания этому эпизоду. Сотни раз, возвращаясь к конфликту Иакова с Исавом из-за первородства, никогда и никто до М.Сидорова не упоминал Измаила. А ведь в случае сына Авраама и Агари причина для его конфликта с Исааком была не мнимой, не сказочной, а самой настоящей. Вот что значит взгляд с высоты птичьего полета!»
Таким образом, абсурдизм Измаилова комплекса преподносится нам автором без прикрас и политкорректности. Книга Сидорова, я бы сказал, это своеобразное «взятие Измаила», штурм шаблонного антисемитизма.
Для автора, сегодняшнего русского интеллигента (да, да, именно так, пусть и до «Красной книги» недалеко), антисемитизм, проявляемый «его соплеменниками или соотечественниками, оскорбителен вдвойне. Единственным народом, представители которого в ответ на антисемитские выпады могут позволить себе ограничиться лишь презрением, не вступая в дискуссию, являются сами евреи (как говорил Карл Ясперс, кто оправдывается, тот виноват)».
Михаил Сидоров в своей книге исследует саму природу юдофобии, с тщательностью ученого-историка извлекает корни антисемитизма, показывает тщетность оправданий, «которые для себя всегда пыталась найти ненависть к евреям». В двадцатом веке издерганное человечество к своей антисемитской мигрени (этакой универсальной форме ксенофобии) и застарелому антииудаизму, прибавило также истерику антисионизма, а после возрождения еврейского государства – еще и острый антиизраэлизм. Автор отмечает: «Надо, видимо, говорить не об истоках антисемитизма, а об антисемитизме самих истоков западной («библейской») цивилизации, несмотря на то (или – из-за того), что ее моральной основой стал нравственный Закон, записанный в Торе, а религиозной – христианство, выросшее из иудаизма. Нет сомнения в том, что демонизация евреев связана главным образом с религией… Богоизбранность – вот их «особый грех» перед народами».
В этом сборнике рядком добро и зло, Единый и идолы, Спаситель и Антихрист – вечные светотени, мебиусов лист Бытия… Так что, на чью чертову мельницу льют мертвую воду антисемиты – книга Сидорова объясняет исчерпывающе. Очень помогает при чтении ясный, точный, чистый язык. Талант автора опирается, конечно, на плечи титанов – огромные культурные пласты, цитатные залежи текста! – однако раздачу личных философских слонов, выстраданных и мастерски выстроенных мыслей Михаил Сидоров производит на загляденье. Почитайте, не пожалеете – это, короче, о любви к ближнему.