Заглянув в ФБ, удивилась числу френдов Ефима Ярошевского – 1619, правда бывает и большее, но меня ошеломила скрытая магия этого числа. Попробуйте повернуть его на полкруга и получим – 6191! И такое (мгновенное увеличение) возможно, реально только в виртуальном пространстве ФБ. Как и друзей общих число-неволяшка (69)… Всё возможно в ФБ! Ефим Яковлевич осознаёт это: «Я – раб Лампы, раб Интернета, раб Фейсбука…(впрочем, все мы…).
Время в этом пространстве создает особую пульсацию, пронизывающее каждое сердце, каждую клеточку и возникает необычное поле эмоционального отзыва на ежеминутные события жизни, которые так чутко откликаются в душе Поэта:
«Но стоит ледяным ветрам подуть, и ты увидишь, как тебя завертит. Страшись забыться, берегись уснуть:
и пишешь, и живешь, и спишь на грани смерти».
В данном случае я намеренно не сохранила рисунок строфы поэта. Меня потрясла нравственная страстность творческой личности, пропускающей все ветра века сквозь себя.
«Здесь прошла баррикада – по нашей груди
(эту рану – не надо, не береди!)
Мы не знаем, кто рядом, кто там впереди –
то ли друг,
то ли падаль на нашем пути?
Что же делать, так надо.
Надежда, веди!
Где душа обливается кровью
и исходит любовью –
среди плах
и ножей, и жаровен –
там, где мечется огненный птах,
где проклятья кипят на устах –
там я тоже виновен….»
Эта позиция поэта – трепетная, гуманистическая- с годами становиться всё острее и острее… Поэт мгновенно реагирует на малейшее отклонение от человечности и это видно сразу же, в ФБ…Он тут же написал о Мариуполе:
«российские ТВ-каналы обвиняют… украинские (??) войска в обстреле спальных районов Мариуполя – в обстреле своего города!! …..
Невероятно, фантастическая низость… Подлость и глупость».
Понятно, почему у Поэта столько читателей и почитателей. Очень приятно было читать, что « в субботу 17 января 2015 г, в Доме Поэтов, в Нью-Йорке, на презентации 4-го выпуска литературного журнала “Cardinal Points” с моим эссе о Ефиме Ярошевском я (Alla Steinberg) прочла свою версию на английском его двух стихотворений».
Проникая в тело его стиха, в его фразу, удивляешься его игре со словом, со звуком, со смыслами, с рисунком стиха:
«О, обними своих чад, Ниобея, и защити, на заре голубея, сонных и тёплых детей! Где облака на заре розовее, не оборзей, на ветру бронзовея,- и пощади своего иудея там, у заветных дверей! А пока – льнут ко мне влажные сёстры Борея – и на январских ветрах холодея, кличут: ко мне иудей!…(мир не без добрых людей).»
Мраморный шар античной трагедии, перекатываясь из строфы в строфу, так бы и остался только игрой в звуки (О, обними, Ниобея, голубея…), если бы не мандельштамовский приём сталкивания слов. «Сонные и тёплые дети» расширили масштаб личной трагедии женщины, у которой погибают дети, до масштаба Катастрофы!
«Но жил Бог в этой снежной стране,
где ветром забиты рты…
Там играл еврей на одной струне
белой Его бороды…..»
Умение сталкивать и соединять, талант находить новые смыслы, проявляются во всём. Вот коллаж из старых фотографий, на которых и он, и его мама в одинаковом возрасте… Какие благородные лица! Времени нет….
Есть неизменность благородства да саркастическая отстранённость, как способ выживания в этом изменчивом и весьма недружелюбном мире…
Рука Ефима Яковлевича давно, извивающейся линией, творит рисунки, на которых чаще всего изображён силуэт гениального Поэта. Внешнее сходство с рисунками самого А.С.Пушкина только самоирония, а смысл их – поиск защиты, своеобразная молитва своему кумиру и, как бы ни протестовали, оскорблённые фейсбучные дамы, и эта грань творчества Ярошевского невероятно интересна!
«Так день и ночь дышал и жил играющий
в поэзию, ночь напролет читающий,
достоинство и честь страны порочащий –
поэт,
свои стихи в ночи бормочущий…» – Это, скорее всего о любимом поэте, а это уже о себе:
«Какие могут быть шутки?
боль входит ко мне, не шутя.
И вирши мои, прибаутки
глотает она, как дитя.
Когда же в окнах стемнеет
и в палатах погасят свет –
на соседней крыше
закат пламенеет,
как Новый Завет…»
А далее я наталкиваюсь на строки:
«Все чаще стали сниться сны
про нескорый приход весны» –
и вспоминаю, что ещё одно число созревает к середине марта, ведь в этом году Ефиму Ярошевскому исполняется 80 лет. Возраст патриарха!
Я предчувствую, как интересно будет проживать с нашим героем в магическом пространстве ФБ этот отрезок времени, как грандиозно прошумит это событие, но для нас, для людей прошлого века нет ничего заманчивей ,чем шорох страниц новой книги…Как я жду эту новую книгу, чтобы вместе с автором сказать:
« И вот результат: все у меня в кармане,
все в переплете…..
Я могу каждого перелистать перед сном,
как память о лете. О днях былых и нынешних.
С каждым переброситься словом.
И сладко заснуть.»
Галя Маркелова.
Тут от Фимы Ярошевского только цитаты(сам поэт-повод высказаться и свадебный генерал с круглой датой на лбу),остальное напоминает вольные экосезы женской чуткой натуры и настойчивое – Во, как я всё вижу и понимаю. Не то всё…