Feb 172015
 

La PluieTombe - The Rain Falls - Дождь Идет. Акрил. ДеревоМир, в котором мы пребываем, необозрим и многообразен. Художник выбирает из него лишь фрагмент, но он, как капля, содержащая в себе весь океан, отражает красоту сущего. Творец пропускает увиденное через своё творческое воображение и создаёт произведение – в надежде на то, что мы примем его и обогатим своим восприятием. Я не знаю самого художника-любителя Григория Нейжмакова, но мир его приняла всем сердцем. Более того, через картины мне открылась (смею надеяться) сердцевина этой творческой личности. Она как бы изнутри освещает и согревает то, что мы видим на полотнах.

А видим мы природу в её различных ипостасях, но неизменно прекрасную и вызывающую острые чувства – то сосредоточенности, то безмятежности покоя, то светлой грусти от того, что через мгновенье придётся расстаться с очарованием пейзажа. Краски полыхают, но в их безудержном полыхании таится привкус недолговечности. Так может чувствовать только человек, который сам вступил в возраст осени.

Два портрета – самого Григория и его супруги Натальи – многоговорящи. Это люди интеллигентные, образованные, думающие, воспринимающие сложности жизни с терпением и достоинством. Они коренные одесситы, он – инженер, она – биолог. Творческий пульс бился в Григории всегда. Достаточно сказать, что около трёх десятков его изобретений внедрены в практику и отмечены наградами.

В Нью-Йорке, где Нейжмаковы живут почти двадцать лет, тоже была интересная работа в технической сфере, но… Внезапная тяжёлая болезнь, обездвиженность, упорное преодоление. И тогда из глубин подсознания всплыло давнишнее желание и детские попытки заниматься изобразительным искусством. Я не раз сталкивалась с такими фактами: после болезни у людей начинают ярко проявляться творческие способности. А иногда – просто потому, что работа ушла, появилось свободное время.

Григорий взял палитру. На практике воплощал то, что дотошно постигал по Интернету – рисунок, живопись, композиция, скульптура. Он творит для себя, не претендует на публичность. Он ошибается! В таком искусстве есть своя прелесть, свои достоинства. Оно всегда искренне, безусловно свободно от чьих-либо требований, в нём преодолена рассудочность и формальный академизм.

Прежде всего моё внимание привлёк выразительный портрет матери. Он одновременно декоративен и психологически наполнен. Образ моложавой женщины пленяет своей волнующей красотой, чувствуется, с какой любовью он написан.

На живописных работах Нейжмакова – все стихии. Море в различных состояниях – тяжёлые грозные волны или застывшая, почти чёрная синева, или аквамариновая прозрачность. Леса – в юной листве, в радужном одеянии октябрьских клёнов. Рассвет, пробивающийся сквозь мохнатые ели – вспоминается Данте: «Житейский путь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». Горы – никогда не устрашающие своим величием, а всегда светлые, уводящие наш взгляд в высоты.

Но, представляется мне, ближе всего Григорию игра света (не обошлось без влияния ранних импрессионистов). А она так ярка при дожде! В звонких каплях преломляется на тысячи зайчиков неоновое зарево города. Разноцветные мелькающие блики, пёстрые зонтики, радуги в лужах. Танцует под дождём пара влюблённых, и даже пробежка какого-то клерка по мокрому тротуару выглядит танцем. При взгляде на них оживает своя молодость, беспричинное счастье…

И, конечно, музыка! Она идёт на зрителя мощными волнами от преувеличенно грубых рук отнюдь не утончённых музыкантов, но, скорее, уличных. А ломаные фигурки джазменов рождают ритм, которому хочется подчиниться.

Мне по душе нефигуративные изображения клоунов. Это маги, фокусники, которые словно сами распадаются на части на глазах у изумлённой публики. Грустные клоуны и музыканты воплощаются под рукой художника в скульптуры – всегда в удачно схваченном движении. А резьба по дереву представлена у Григория в декоративно сложной маске и фигурке восточного музыканта.

Поразительное ощущение вызывает полотно «Первый шаг». На фоне ослепительно оранжевых крон – маленькие чёрные фигурки. Лиц не видно, зато хорошо видно, что мужчина опирается на руку спутницы и на палку. Он делает шаг навстречу здоровью. Зная настойчивость этих людей, веришь, что будет шаг второй, третий и так далее…

Григорий Нейжмаков. Sunrise-Рассвет. Акварель.
Григорий Нейжмаков. Winter Euphoria - Зимняя Эйфория. Масло. Холст.  Григорий Нейжмаков. Wife Portrait - Портрет Жены. Акварель.

Григорий Нейжмаков. Selfportrait  - Автопортрет. Акварель  Григорий Нейжмаков. Rain Music - Музыка Дождя. Масло. Холст  Григорий Нейжмаков. Mother portrait- портрет матери. Холст. Акрил.  Григорий Нейжмаков. A Man of Rain - Человек Дождя. Холст. Акрил.

Avatar

Вероника Коваль

Вероника Коваль – журналист, писатель (проза). Закончила факультет журналистики Ленинградского гос. университета и аспирантуру факультета журналистики МГУ. Кандидат филологических наук. В настоящее время – редактор отдела искусств журнала «Выставки Одессы». Издано 8 книг – документальных и художественных. Среди них – «Последний выстрел купидона», «Час птицы». «Ближе к небесам». Сборник «Твори и дари» - 40 очерков о деятелях культуры Одессы - стал названием проекта Общественной организации творческой интеллигенции «Ассамблея». В рамках проекта участвовала в организации более 20 художественных выставок и проектов. Является участником творческой группы по изданию книг, в частности, альбома о творчестве главного художника Одесского оперного театра Наталье Бевзенко-Зинкиной, который удостоен Диплома на Всеукраинском книжном форуме. Рассказы и публицистика опубликованы в газете «Всемирные одесские новости», журналах «Южное сияние», «Дерибасовская-Ришельевская», «Выставки Одессы», «Джерела», «Жанры», «Меценат и мир», «Мистецький простiр», «Дон», Международном интернет-журнале «Гостиная» (США), Живёт и работает в Одессе

More Posts

 Leave a Reply

(Необходимо указать)

(Необходимо указать)