Седьмого апреля в магазине Санкт-Перербург на Манхэттене состоялся литературный вечер Татьяны Шереметевой, на котором она читала отрывки из своих рассказов – как опубликованных, так и еще нет. Несмотря на нехватку стульев и несоответствие антуража из матрешек и сувениров а-ля-рюс содержанию вечера, Татьяна в присущей ей непосредственной манере с первых же слов взяла в плен публику, состоявшую из поэтов, писателей, музыкантов, издателей, фотографов и прочей творческой интеллигенции, и создала атмосферу уютной гостиной, в которой гости провели полтора часа, широко раскрыв глаза и уши. А иногда улыбаясь и даже смеясь.
Первый дар Татьяны – писательское мастерство. Ее рассказы завораживают. От этого наваждения освобождаешься не сразу. Все пришедшие, как я понимаю, читали ее рассказы и тем не менее пришли послушать еще. Колдовство Татьяна творит на простейших, повседневных вещах. На чувствах и взаимоотношениях всем знакомых типажей.
Второй ее дар – актерский. Мало кто из авторов, как известно, умеет читать свои произведения вслух. Татьяна это делает мастерски. Кроме того, у нее явный дар перевоплощения – как автор, она умеет перевоплощаться в мужчину, оставаясь при этом … женщиной. Это чистая чертовщина. Это дар, каких мало. Кто из писателей-мужчин умел перевоплощаться в женщину? Аббат Прево? Мопассан? В России, кажется, никто.
Ну, и третий ее дар – личное обаяние. Харизма. Женственность. Умение общаться с публикой так, что публика эта готова слушать ее еще и еще. О чем, собственно, вчерашняя публика и просила Татьяну неоднократно.
Может быть, я пристрастен? У Татьяны на тумбочке в спальне, сказала она, всегда лежит томик Бориса Пастернака. А у меня - книжки Татьяны Шереметевой и Елены Литинской.
Еще Татьяна сказала, что она слышала дыхание зала. Возможно. Но моего она слышать не могла – я слушал, затаив дыхание.
Пишу эти строки, засучив рукава рубашки, по локоть. Так что я не просто слушал, но и мотал на ус. Те, кто был на этом вечере, меня поймут.
Александр Дранов
Нью-Джерси