Иосиф Гальперин родился в 1950 году, окончил факультет журналистики МГУ. Поэт, прозаик, журналист, лауреат фонда Фонда Артема Боровика за лучшее журналистское расследование. Автор семи поэтических книг, публикуется в России и за рубежом. В журналах "Нева" и Знамя" вышли две повести и несколько рассказов.
Каждая поэтическая книга Иосифа Гальперина для меня – особое событие. Дело даже не в том, что мы знакомы много лет и по-человечески Иосиф Давыдович мне очень симпатичен как яркий журналист и увлекательный собеседник, разносторонний и ироничный интеллектуал, которому не изменяет КВН-овская закалка. Просто поэты – всегда философы, которые находятся на лезвии бытия, на самом острие времени, событий, размышлений. Общаясь с Гальпериным, это очень хорошо понимаешь. В нем сразу чувствуется особый камертон лирической и философской интонации.
На обложке новой книги избранных стихотворений Гальперина «Бронзовый век» – пейзаж древнеримских развалин из Хамат-Гадера, что на перекрестке многих дорог, времен, цивилизаций. Автор сразу задает предельно широкую шкалу поэтических координат. Но через эпическое по своей сути фото проступают предельно простые строки: «Давайте не будем, ребята, плохо о людях…» В этом – весь Иосиф. Всегда открыт людям, всегда – доступен. Никаких звездных комплексов «известного поэта». Потому что над ним – совсем иная Звезда.
Сегодня немало тех, кто считает, что поэзия – просто ремесло, и ему можно обучиться, как любой другой профессии. Убеждена: это абсолютное заблуждение. Стихотворения Иосифа Гальперина еще раз убедительно доказывают, что душа поэта – это синяя птица, которая стучится в сердца читателей, захватывая эмоциями, погружая в глубины раздумий, увлекая за собой совершенно иррациональными мотивами. Искусственно это сделать невозможно.
Гальперин, несомненно, – интеллектуал. В его стихотворениях сменяются времена и эпохи, вся его новая книга – причудливая вязь символов, понять которые не всегда просто. Поэт с легкостью упоминает персонажи Торы и фигуры новой истории, пробуждает к жизни древнейшие архетипы, обращается к самым главным вызовам современности, к поискам себя в хрупком мире, который рушится на глазах. Автор находит основы в вечных ценностях и образах, в глубинах человеческого бытия – начиная от сотворения мира.
Ночь зимы обещает весну поворотом путей Ориона
И в межзвездном тумане ветвей
Почки тайно плетут кружева.
Земная жизнь человека в лирическом восприятии Иосифа неодолимо связана с вечностью. Она похожа на гончарный круг творения, великий вселенский путь развития. В книге отчетливо просматривается поэтический и человеческий путь автора. Не случайно именно «Гончарный круг» – название цикла, объединившего стихотворения в книге. Но Творец Вселенной и Творец Стихотворения у Гальперина – равноправные партнеры, которые слышат и понимают друг друга. Это взаимопроникновение человека и Всевышнего, вечного и сиюминутного – нерв поэтического сборника.
В крови мириады вселенных.
И можно проникнуть в бессмертье
Сквозь шарики крови, в которых
Эпох виноградная гроздь.
В стихотворениях из книги «Бронзовый век» – философия дороги и вздрагивания нот Гершвина, современная трагедия Кодори и расступившееся однажды перед Народом Красное море… Свободная и мятежная еврейская душа автора беспрепятственно перемещается между временами, оказываясь то в Цфате, то в готической Праге или в Казани XIV века, то на бескрайних российских просторах. Сплетение узоров древности и современности рождают противоречивую, но яркую ткань поэзии Иосифа Гальперина. Он помнит прошлое и познает настоящее, не скрывая самых трудных откровений.
– Я последний в роду настоящий еврей, – звучит правдиво и пронзительно-горько.
Автор без прикрас пишет о боли и несправедливости времени, которому он был свидетелем в последние полвека. Многократно он мог бы эмигрировать. Не сделал этого, поскольку чувствует свою нужность здесь, в России, здесь пытается быть услышанным и понятым. И внимательный читатель отвечает ему благодарностью. Сегодня, в наши непростые времена, такая поэзия – очень востребована.
Посадите меня в одиночку –
Все равно научусь говорить!
Идеал свободы у Гальперина – в крови. При этом поэт утверждает, что не религиозен. Но в каждом стихотворении Гальперина – обращение к Высшему Абсолюту, Источнику мироздания. Во многих стихотворениях Гальперин устремлен к Богу, как любой поэт, через которого проходят высокие токи космоса. Но его молитва – особенная: в ней чувствуется трудный путь разочарования и постижения.
Господь, сотворивший
Эдем без Адама, –
Не бывший всевышний,
А нынешний Брама.
Глубина и философия образов поэзии Гальперина заставляет читателя вспомнить уроки древней истории человечества, задуматься о настоящем. Куда мы идем? Где мы окажемся через десяток лет? Не есть ли наше старание избежать боли – лишь движение по вечному кругу, как это было уже многократно?..
От Инда – к Евфрату,
От Ганга – до Тигра,
От Волги – до Тибра –
И к домне от тигля.
Поэт всегда похож на атланта, который держит на плечах потолок времени. Гальперин пишет об этом образно и откровенно:
Атлант внутри часов песочных,
Своей спиной держу поток.
Не потолок,
А время давит. Кости сочно
Хрустят, и сухо между них –
Песок.
Выдержать такое напряжение пространства – непросто. В современной поэзии редко встретишь такую глубину и отточенность образов, проникновение в суть исторических событий и ушедших цивилизаций. Поэзия Гальперина изначально философична, она предназначена для душевного погружения, а не для чтения в метро или в перерывах между встречами.
С ней надо соприкоснуться, слиться, почувствовать, как через страницы книги бьется удивительная творческая энергия автора. Чтение стихов Иосифа не расслабляет, не успокаивает, но дает надежду на то, что «эпоха расцвета шиповника» повторится, по-настоящему глубокая, светлая и непростая поэзия отвоюет место на книжных полках в магазинах. И посеет зерна размышлений в сердца и умы читателей, ведь, как пишет Гальперин, «ангелы от нас и происходят»…
______________________
Книги И. Гальперина:
- “Аистиная кисть" (Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985),
- "Точильный круг" (Уфа, Башкирское книжное издательство, 1990),
- "Литая сфера" (Москва, Издательский дом Русанова, 1997),
- "Щепоть" (Париж-Москва-Нью-Йорк, издательство "Третья волна", 2000),
- "…С искаженным любовью лицом" (Москва, издательство "Устойчивый мир", 2001),
- "Эпоха расцвета шиповника"(Москва, Редакционно-издательский комплекс Русанова, 2005),
- "Бронзовый век"(Москва, издательство "Зебра Е", 2010).