В Москве существует уникальный театр, играющий спектакли в интерьерах литературных музеев. Он стал для многих театральным открытием. Необычен и не похож на всё виденное до сих пор. Позиция стороннего наблюдателя сменяется у зрителя чувством сопричастности к происходящему в спектакле, близости к персонажам и острым ощущением себя в пространстве и времени, в которых разворачивается действие.
Вот несколько откликов на спектакли этого театра:
«Ощущение причастности к чему-то… живому и настоящему, чувство обогащения — и информационно, и эмоционально, и ещё как-то — чему названия даже не могу найти. …
Ведь сколько хороших театров играет на хороших площадках хорошие спектакли, но только история, ожившая в стенах музея, создаёт ощущение иной реальности. Не виртуальной, не отстранённой, не просто видимой со стороны, а такой ощутимой, что чувство границы просто исчезает» (Алла Гринвич. Театр — Музей — Счастье // сайт «Маньяки от искусства»);
«В итоге внешний мир был забыт на два часа, мы действительно все были недоступны для любых абонентов, кроме участников реального действия. Здесь присутствовала волшебная сила искусства!» (Лариса Иванова, газета «Театральные ведомости», 2006, № 8, литературный сайт РОСА).
Кандидат искусствоведения Ольга Игнатюк пишет, что из музея «наконец сделали зрелище» и его экспозиции, в которых разворачивалось действие, «войдут теперь в нашу память навсегда» (Учительская газета, 2002, № 20).
В этом театре спектакль идёт в различных помещениях музея, в частности в отдельных комнатах, а иногда сразу в нескольких комнатах и коридоре. Театральной сценой, не отделённой от зрителей, становятся музейные пространства. В такой театр нельзя переносить пьесы, созданные для театров с обычной сценической площадкой. Для него должны быть созданы специальные сценарии. Сценография для него должна быть тоже специфической — скупой, но выразительной. Режиссура в таком театре требует большой выдумки и ювелирной работы, чтобы зритель воспринимал персонажей как людей, существующих буквально рядом с ним. А работа актёров требует предельной точности, естественности и выразительности. Уникальность этого театра заключается в том, что спектакли играются рядом со зрителями и зачастую прямо среди публики. Это создаёт необычайный эффект присутствия и непосредственного ощущения талантливой игры актёров в отличие от больших театров, где зритель смотрит спектакль со стороны, издалека — из зала на сцену. Зрители имеют ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать за тончайшей игрой актёров с близкого расстояния. Действующие лица буквально живут среди нас. В сочетании с прекрасными тонкими сценариями спектаклей это оставляет глубокое впечатление. Зрители настолько поглощены спектаклем, что сами живут в нём. Они иногда привлекаются к участию в представлении, в частности к высказыванию своих мнений или, по ходу спектакля, к шуточному распитию лёгких напитков. Тематика постановок широка — от жизни ушедших писателей и актёров, произведений авторов, связанных с музеем, до психологических и философских этюдов, проникнутых тонким юмором. Сценарии — оригинальные. Некоторые из них представляют собой театральные коллажи по произведениям писателя и событиям его жизни. В них используются произведения писателей, их переписка, дневники и воспоминания их современников, курьёзы прошедших времён. Зрители покидают театр, заворожённые неожиданным и близким прикосновением к высокому искусству.
Это драматический театр «Комедиантъ» при Межрегиональном благотворительном фонде «Фарватер», созданный в конце 1999 года. Основатель и художественный руководитель театра — Алёна Чубарова. Главный режиссёр — Ирина Егорова. Обе — актрисы и режиссёры, обе — драматурги, поэтессы, члены Союза писателей Москвы, международного писательского союза «Новый современник» и редколлегии литературного альманаха «Царицынские подмостки». Ирина Егорова — театральный педагог. Обе необычайно талантливы. Своим успехом театр в значительной мере обязан их тесному творческому сотрудничеству, которое имеет аналогию разве что с содружеством Ильфа и Петрова. Взаимно дополняя друг друга, они вместе составляют стержень «Комедианта». Почти все его спектакли задуманы и созданы ими совместно по совместно написанным сценариям.
Труппа театра — около 30 человек: великолепные актёры разного диапазона; среди них композитор и музыкант Анна Левина. Работа актёров поражает своей предельной добросовестностью. Схалтурить, находясь в непосредственной близости от зрителей, невозможно. Это коллектив театральных подвижников.
Сейчас основная площадка театра — Государственный музей-квартира М.А. Булгакова, известный как «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты». Там идёт большинство спектаклей. Среди них «Садовая, 10, далее — везде» (Страсти по Булгакову в одной отдельно взятой квартире), «Стремительный год» (по ранним рассказам Булгакова «Записки юного врача»), «Вещица» (Сцены из «Мастера и Маргариты»), «Комнатушка в четыре стола», «Дурная привычка», моноспектакли «Пелагея» (по Фёдору Абрамову), «Homo Fortunatus» (современная притча) — лауреат двух международных фестивалей. Последний моноспектакль — лирически-философское действо по произведениям режиссёра и актрисы «Комедианта» Иры Егоровой.
В Музее Маяковского показывают представление «Он-сам» (Этюды о жизни и творчестве В.В. Маяковского), действие которого разворачивается на всех этажах музея, начиная от гардероба, и спектакль «Машина Чудакова» (по мотивам пьесы Маяковского «Баня»).
В двух представлениях «Комедианта» становятся особенно очевидны преимущества такого театра — в спектакле «Он-сам», использующем всю многоэтажную экспозицию Музея Маяковского, и в спектакле «Садовая, 10, далее — везде», в котором действие разворачивается почти во всей «нехорошей квартире», включая музейную кухню 20—30-х годов с утварью того времени, включая примусы, казалось бы, сошедшие со знаменитых картин Михаила Рогинского. Такие спектакли в обычном «театре со сценой» попросту невозможны. В связи с этим интересно замечание Аллы Гринвич в упомянутой статье «Театр — Музей — Счастье»:
«Режиссёр и актриса театра Ирина Егорова сетует, что нет настоящей сцены, театрального света, да и тесновато, негде развернуться. А я про себя думаю: «И слава богу!»
И во всех спектаклях поражает жизнь персонажей среди зрителей, во многом благодаря тому, что Ирина Егорова, как она сказала, «точно знает, как «вынуть» из актёров то, что нужно в каждой постановке».
В музеях Маяковского и Булгакова иногда идёт спектакль «Дороги, которые мы не выбирали» (по воспоминаниям и стихам узниц ГУЛАГа), созданный актрисами «Комедианта» Ольгой Непахаревой и Еленой Токмаковой-Горбушиной. В основном спектакль играется во многих городах России — в домах культуры, центрах, музеях, библиотеках, НИИ. Эти же актрисы играют спектакль «Радость есть!» по повести Дины Рубиной «Любка» об истории времён сталинского «дела врачей». Сценарии и постановка обоих спектаклей — О. Непахаревой.
В Музее общественных инициатив идут спектакли «Больше, чем театр» о К. Станиславском и «Подвижники нужны как солнце» об А. Чехове.
С 2001 года «Комедиантъ осуществляет культурно-просветительский проект «Театрализованный музей. Живая история» — цикл интерактивных представлений по оригинальным сценариям, вписанным в музейную среду, таких как «Мой Гамлет» о В. Высоцком, диптих о М. Цветаевой «Морская тропа» и «Голос мой крылатый», «О поэте говорят стихи» о Сергее Есенине.
«Комедиантъ» участвует также в литературных проектах и мероприятиях, проводимых в Музее Булгакова. Таким был проект «Автор плюс актёр», в рамках которого проводилась серия поэтических вечеров. В одном из них участвовали поэтессы Надежда Стрелкова, Инна Мень, Алёна Чубарова и Ирина Егорова, стихи которых читали сами авторы, а также актёры и актрисы «Комедианта». На интереснейшем вечере 4 марта 2011 года, посвящённом 120-летию Осипа Мандельштама и проведённом Музеем Булгакова с участием известного литературоведа Мариэтты Чудаковой и членов Мандельштамовского общества: Евгения Бунимовича — поэта и педагога, Леонида Видгофа — исследователя творчества О. Мандельштама и автора книги «Москва Мандельштама», — выступили с превосходным чтением стихов Осипа Эмильевича актрисы «Комедианта» Елена Токмакова-Горбушина и Ирина Егорова. Общая культурная атмосфера музея повышает зрительский интерес к «Комедианту». И этот интерес удовлетворяется не только замечательными постановками по Булгакову, но и всем репертуаром театра, общей его гуманистической направленностью, тонким и глубоким подходом ко всем затрагиваемым в спектаклях проблемам.
Количество зрителей в «Комедианте» значительно меньше, чем в обычных камерных театрах, и зависит от помещений, в которых даётся представление. В основном на спектаклях, идущих в Музее Булгакова в одной комнате, 20—30 человек. На спектакле «Садовая, 10, далее — везде», идущем там же в нескольких комнатах, но одновременно в двух разных комнатах для двух групп зрителей, помещается в общей сложности 40 человек. На спектакле «Он-сам» в Музее Маяковского — 50—60 человек. А на спектакле «Машина Чудакова» в Музее Маяковского — более 100 человек. На такое небольшое число зрителей воздействует магнетический заряд спектакля, который профессиональные актёры играют с полной отдачей и явным удовольствием. Постановки «Комедианта» пользуются неизменным успехом.
В целом очень камерный театр «Комедиантъ» выполняет важную культурную функцию и дарит удовольствие от нового вида театральных постановок — среди зрителей в литературных музеях. И этим вносит свой уникальный вклад в многообразие театрального искусства.
_____________________________________
Статья впервые опубликована здесь:
http://www.chaskor.ru/article/dramaticheskij_teatr_v_prostranstve_literaturnyh_muzeev_23964