Любого автора мемуаров подстерегает серьезнейшая опасность, подмеченная еще Львом Толстым: после боя солдаты рассказывают не то, что было, а то, как им хотелось бы, чтобы было,- «Врет, как очевидец»,- говорят полицейские.
Автору этой книги удалось избежать подобной опасности.
Строго, без литературных красивостей, честно он повествует о своей жизни и жизни своих близких, о жизни страны, предстающей перед его взором и памятью с тех горок, на которые занесла его судьба, о тех крупных и малых событиях, свидетелем и участником которых довелось ему быть.
В этом – самая главная ценность рассказов, а иногда пересказываемых побасок, услышанных от людей бывалых и неординарных.
Такая литература заставляет нас, людей той эпохи (даже эпох!), вспомнить и свою молодость, свои столь быстро пролетевшие десятилетия, – сравнить с картинами, выпукло рисуемыми автором.
Книга Виталия Аронзона получилась разнообразной по содержанию своих глав, композиционно соразмерных.
Я долго думал, правильно ли сделал он, поместив главу о безмерно талантливом и так трагически ушедшим из жизни своем брате, замечательном поэте Леониде Аронзоне, – в конце книги, а не сразу после первой, автобиографической главы?
И потом понял: нет, всё правильно, именно такая композиция позволила закончить книгу мощным аккордом, – и как известноиз психологии, именно финал врезается в память наиболее мощно.
До этой книги я был знаком с творчеством Виталия как поэта, напечатал его подборку стихов в берлинском литературном альманахе «Третий этаж – 2010».
Теперь вижу, пора знакомить читателей и с его прозаическим талантом.
Вячеслав Демидов,
московский литератор с 1964-го,
берлинский — с 1991 года
_______________________________________
Виталий Аронзон. Волшебные фонарь
ISBN 978-1-934881-70-5 / 206 стр. , илл.
M-Graphics Publishing
Заказать книгу можно здесь
ОТЗЫВ НА СБОРНИК РАССКАЗОВ ВИТАЛИЯ АРОНЗОНА
«ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»
Желание оставить свой след в жизни будущих поколений всегда похвально. Особенно ярко оно проявляется у талантливых натур творческих профессий. К их числу можно без преувеличения отнести Виталия Аронзона. Его личная «инженерия» сильно пронизана творческим созидательным началом. Неудивительно, что спустя много лет в эмиграции у него появилась живая потребность сохранить и описать увиденное, услышанное, узнанное.
Исходя из того, что Виталий никогда не принадлежал к писательскому цеху, удивляет, что его произведения написаны живым, свободным литературным языком. А в мемуарах поражает исключительная память, в деталях позволяющая перелистывать страницы его собственной жизни, а также жизни его семьи, друзей и людей, с которыми сводила судьба.
Хорошо сделан рассказ « Хроника одной жизни», где автор повествует о злоключениях своего родного дяди, вся вина которого уместилась в графе «Национальность».
Примечательны очерки жизни простого советского человека, открывающего для себя скрытое за «железным занавесом» процветающее капиталистическое общество.
В коротких рассказах листаешь волнующие страницы прошлого. В частности, в эссе «Кто делал зубы Сталину или находка любопытной фотографии» автор знакомит нас с именем сталинского стоматолога. Им был Я. Е Шапиро – великолепный специалист, вынужденный скрывать от всех имена своих высокопоставленных пациентов. Аронзон потянул тонкую ниточку от фотоснимка, на котором запечатлен его родной дядя, пьющий чай на даче Шапиро. И для нас открылась неизвестная ранее страница советской истории.
Путевые записки и фотографии автора можно смело считать замечательным путеводителем по Аляске.
И, конечно же, нельзя не отметить титанической работы, выполненной Виталием по сохранению и продвижению творчества его покойного младшего брата Леонида. Собирая архивы, восстанавливая по крупицам разрозненные материалы, поддерживая переписку с людьми, знавшими и любившими замечательного поэта, готовя свои статьи и публикации о Леониде Аронзоне, автор с честью выполнил свой долг памяти о брате.
Должен сказать и о некоторых шероховатостях, обнаруженных мной на страницах книги. В основном, это касается «Моей инженерии».
Здесь, на мой взгляд, слишком много внимания уделено техническим и технологическим вопросам. Это может быть познавательно для специалистов, а вот для большинства потенциальной читающей публики эта информация если не скучная, то излишняя (повторяю, на мой взгляд).
В целом же «Волшебный фонарь» светит и будет светить. И я настоятельно рекомендую читателю ознакомиться с книгой. Она, несомненно, способна обогатить новыми открытиями недавнего и далекого прошлого.
Михаил Генин
3/22/2012