Галина Соколова опубликовала в Вашингтоне свою новую книгу “Рагу из дуреп”, куда вошла повесть “Адамово яблоко” и пять рассказов. До этого она выпустила книгу <Шиповник> в одесском издательстве <Маяк>. Книга понравилась многим читателям и даже критикам, которым редко нравятся первые книги неизвестных авторов – им по сердцу больше свое творчество, но они в этом не признаются. Антон Павлович Чехов утверждал: “Через сто лет люди будут жить лучше”. После его смерти прошло 110 лет, но люди лучше жить не стали. Увы! Герои новой книги Галины Соколовой узнаваемы, они – слепки с наших современников и всем им, разумеется, хочется лучшей жизни. Классики двух предыдущих столетий любили описывать жизнь “маленьких” людей – не богатых, не знаменитых, выхваченных из толпы. “Маленькие” герои прозы Галины Соколовой находятся в многомерном мире, ищут свои островки счастья. Рассказ “Свербит, Штоля?” начинается с замечательной фразы: “В ней жила душаперелетной птицы”. У героини рассказа необыкновенное имя – Асия. Почти Азия. “В Поволжье, где много этнических имен, это ни у кого не вызывало удивления”. Оказывается, пишет автор, “по Геродоту Асия была женой Прометея. По еще одним источникам она была матерью скифов и от нее пошло все их царство. А еще так звали одну из древнегреческих нереид”.
Асие Галины Соколовой хочется перевернуть мир. Сделать его добрее и чище. Понятное дело, посредством искусства. Из обыкновенной русской деревни создать страну Гринландию. С гриновской Фрези Грант и капитаном Греем, а еще “с карнавальными и суматошными морскими городками, которых в жизни нет и никогда, скорее всего, не было”.
Известная писательница Виктория Токарева справедливо заметила, что движение человеческой судьбы плетется из мелочей и совпадений. Вот и приезжает на премьеру спектакля клубного режиссера Асии областной корреспондент Ян Дуб – “плечистый парень в очках и по моде зауженных брюках”. Потом он зачастил в село. Просто так. Без всякого повода. К Асе. У них все могло состояться, но… не состоялось. И клуб, где Ася была начальницей, остался ОБЫКНОВЕННЫ сельским клубом. С танцами под баян. А вечерами в клубе крутили кино. И Ян куда-то исчез – растворился в воздухе, как страна Гринландия, где все люди хотят быть счастливыми. Счастье, спотыкаясь, промчалось мимо. Стало облачком пыли. И опять-таки мне вспомнилась Виктория Токарева: “Иногда мне кажется: природа прячет от людей какой-то свой мощный закон типа теории относительности. Этот закон будет называться: теория взаимосвязи”. Закон, по которому один человек будет привязан к другому человеку или к любимому делу. Не получилось с этим законом у нашей современницы Асии.
“К вящей радости бабы Мотри купила Ася несушкам зерна и посадила-таки на грядку редиску. И укроп”… В рассказе <Любовь считать недействительной> слова тоже выстраиваются в симфонию с трагическим финалом. Весь он держится на одной сюжетной линии, запечатленной в строчке Владимира Маяковского: “Любовная лодка разбилась о быт>. Его героиня Вита, во имя иллюзорного счастья, готова пойти на преступление: ради квартиры- готова лишить жизни старого отца своего любимого. У возлюбленного, кстати, такое же, как у нее имя – Вит. “Трагическая подоснова мира” (Е. Винокуров) продолжает наращивать свои обороты. И яркая, чувственно-поэтическая любовь героев, к нашему общему сочувствию, тоже гибнет. Как бык на корриде.Рассказ и предваряет, между прочим, строчка из стихотворения Одесского поэта Е. Краснояровой: “В корзине ложные опята, трави меня, тореадор. Я – Апис…” Полный эмоций, света и красок, этот рассказ – законченный сценарий для короткометражки. Где финалом- авторская концовка: <Через ряд лет, когда у Вита была уже новая семья, и подрастал еще один, уже третий сын, он вдруг увидел в рыбном ряду Привоза Виту. Она рылась в жемчужной россыпи сардин и бычков и, перекрывая жалкий галдеж продавцов, отчаянно торговалась: – Десять? За эту дрянь? Охренела? Пятерку дам – и ни гривни больше>. Интересно введена в повествование скульптура Александра Токарева <Похищение Европы>. Финальная фраза рассказа звучит так: “Бык не хотел убивать женщину”. Нет, преступление не состоялось, но любовь… увы,убита.
Писательница сотворила летопись современной ей жизни. Порою с голосами из прошлого. Так, в рассказе <Точка в многоточьи> появляется Симбирск и семья Ульяновых. <Симбирск был гнездом старинного русского дворянства – <барином на Волге>. Неточка, героиня рассказа, мечтает стать писательницей. И пишет дневник, где записывает ГЛАВНЫЕ свои мысли. Она на пороге юности. Для нее <еще осталось чуточку времени, как раз, чтобы сойти на ближайшей станции, дальше их литерный поезд помчится без остановок, и что ждет впереди – покрыто мраком. Впереди только многоточия>. Мне неожиданно вспомнилось начало моего стихотворения: <Жизнь моя, наставила ты точек, / я живу, как собственный двойник: / вижу сердце через многоточье, / словно неоткрытый материк>. Володя Ульянов в рассказе не появляется. Но он в нем присутствует, ведь его родной город – Симбирск. Этот город – колыбель революции, самая первая, а Петроград – вторая. Но Неточка пока этого не знает. Она вообще ничего не знает о своей будущей жизни. И лишь потом, спустя десятилетия, выяснилось, что жизнь Неточки, в сущности, была – <как под копирку> похожа на жизнь ее бабушки и матери, <менялись лишь атрибуты, декорации, какой-то платочек, зонтик, погон>. <Самое живучее из человеческих чувств – зависть>, – звучит в финале рассказа. <Адамово яблоко – повесть о современности. Талантливая писательница ставит острые вопросы и отвечает на них. Есть ли женское счастье? Как его найти? Сколько времени оно длится?
Повесть написана живо и увлекательно. О женщине, спасающейся от мрачного времени одной эпохи, где правят бандиты и идет передел госсобственности, в иной, по сути – в заокеанском раю, который, впрочем, на рай, как оказалось, совсем не похож. И Адам так и не становится придуманным ею принцем.Героиня уже в самом начале повести сетует на своего мужа Джима: “Его голос стал напоминать скрип мерно раскачивающихся качелей, сходство с которыми усиливала колышущаяся на пологе кровати Джимова тень. Живые интонации с каждым словом исчезали из его голоса”. Повесть надо читать, медленно впитывая в себя страницу за страницей, позволяя увлечь себя в постепенно нарастающую калейдоскопичность сюжета.В залихватскую авантюрность жизни ее героев. Автор стилистичен, искренен и часто применяет сарказм и иронию.
Галина Соколова – лауреат Международного Гриновского фестиваля “Алые паруса”, Член Союза писателей (ЮРСП). Талантливый автор творит СВОЙ ОСОБЕННЫЙ МИР и уже преуспела в этом.
Игорь ПОТОЦКИЙ