Я пишу только об одной книге Эллы Леус "Проза в кармане", выпущенной в прошлом году одесским издательством"Политехпериодика". В этой небольшой – карманной – книжечке собраны новеллы, рассказы и эссе. Веселые и грустные, отнюдь не героические, а скорее трагические. Потому что Элла – грустный автор, постоянно повторяющий себе, что в жизни веселых нот не так уж и много.
У автора здорово получаются обыкновенные житейские истории. О директоре юридической фирмы Алисе Миллер, которая "не представляла своего существования без ежедневной прогулке на мотоцикле"; о Стасе, завоевавшем вновь свою жену Светлану после развода; о интеллигентном забулдыге, читающем наизусть Блока и Ахматову…
Между героями этих историй и автором существует органическая связь. Автор наверняка сочувствует и сопереживает тем людям, о которых рассказывает. Так наверняка сопереживали своим персонажам – маленьким людям – Гоголь, Тургенев, Чехов, Зощенко, Тэффи, Токарева.
Читая книгу Леус, думаешь, что и с твоими знакомыми происходили похожие истории. Так, в новелле "Никуда не денешься" мы читаем, что "все два года, прошедшие с момента развода, Стас ни на день не оставлял Светлану в покое, все время находя поводы навестить бывшую жену". Помню, как поэт Вера Оранская в одном из своих стихотворений написала: "Что имеем – то не ценим". Автор использует материал из нашей с вами будничной жизни, парадоксальной в своей основе. Автор не делает никаких выводов. В этих городских зарисовках есть свой определенный стиль, в пределах которого ведется повествование. Порой автор юморит, но тихо, мимоходом: "Милочка сделала карьеру в торговле – перевелась из овощного магазина в рыбный, недавно открывшийся магазин "Океан", и стала там заведующей секцией" (новелла "Белая вдова").
А как проникновенно автор пишет об Одессе. О городе, который "всегда – крикливый, показушный, переменчивый, смешливый, саркастичный, призывно-услужливый…" Главное, что этот город никогда не бывает "скучным и глупым". Рядом с городом море – "гигантский минотавр". В описании города начинается поэтическая речь, жаль только, что ее мало. Впрочем, мне нравится в произведениях автора перекличка поэзии и прозы.
Леус описывает жизнь без иллюзий, то есть такой, какая она есть на самом деле. В экспозиции новеллы "Три попытки" скупо и емко рисуется образ главной героини: "Леля, она же Елена Васильевна, возглавляла районный финотдел. Должность ответственная и требующая сосредоточенности. Каждый день, приходя домой, она сбрасывала с плеч вместе с пальто гордую осанку и обессилено падала на диван. Игра в благополучие отбирала слишком много сил, и вечером ей необходимо былопоспать часок, прежде чем заступить на "вторую смену" – у кухонный плиты…" Как видите, портрет точен и объктивен И таких портретов в этой книге множество.
Рассказ "Обратная эволюция" – скорее всего пародия на современную остросюжетную литературу. Румынских цыган отпугивают от автобуса с челноками "горильи маски". Почему такими масками нельзя напугать наших политиков?
Автор не проводит никаких психологических исследований. И не делает никаких выводов. Выводы должны делать мы, читатели. В этом главный смысл книги, написанной талантливым автором.
Игорек! Привет из Владивостока. Далекая молодость, газета “Приморский комсомолец”, ДВГУ. Вера Оранская.