(Виктор Финкель. Любовь и сталь. 600 стр.2012 Printing System 48HrBooks, USA)
Вышла в свет новая книга Виктора Финкеля – писателя, публициста, исследователя поэзии. Это имя хорошо известно нашим читателям по многим книгам и публикациям в ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ, ФИЛАДЕЛЬФИИ, НОВОМ РУССКОМ СЛОВЕ, СЛОВЕ/WОRD, СЕМЬ ИСКУССТВ, ЗАМЕТКАХ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ, МАСТЕРСКОЙ, КРУГОЗОРЕ, ГОСТИННОЙ, МЫ ЗДЕСЬ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЕВРОПЕЕЦ, МОСТЫ и др. изданиях.
В книгу включены тринадцать рассказов, три повести, пять эссе и пять произведений научно-фантастического жанра.
Жизнь Виктора Финкеля сложилась так, что добрых двадцать лет её прошли в Западной Сибири. Поэтому большинство рассказов – это Сибирь, не простых после Сталинских годов. Может быть, даже назвать эти рассказы-новеллы в будущем стоило бы Сибирскими. Читаешь их с непреходящим интересом. Дело в том, что края эти чем-то неуловимым, но весьма заметно отличались от западной территории СССР. И В.Финкель, тонкий психолог и аналитик, эту тонкость филигранно выписал. Чуть-чуть, но больше цельности характера, честности, искренности, открытости, идеализма. И все это в том же самом тоталитарном государстве. Все в той же одной шестой.
Ритм новелл – динамичный, с нарастающим темпом и внезапным, и неожиданным решением сюжета. Фабулы – интереснейшие, персонажи – колоритные, ситуации – нестандартные. Язык – многомерный, яркий, широкоплечий, выгодно отличающийся от узкоплечего, сутулого, серого, подцензурного, партийного языка членов союза советских писателей. Это тот самый язык, за которым соскучились любители русской словесности. Одним из самых ярких рассказов является ЛЮБОВЬ И СТАЛЬ – новелла о трагичных, мощных и, едва ли, не шекспировских человеческих чувствах, не раздавленных суровыми, страшноватыми буднями металлургического производства и шовинистической, и бесчеловечной партийной диктатурой.
Интересны и насыщены духовностью новеллы. Здесь В.Финкель рассказывает о фронтовых разведчиках и демонстрирует при том удивительное знание рукопашного боя и техники «умыкания» «языков». Совершенно необычна реконструкция многогранного и богатого внутреннего мира умной, противоречивой и сложной женщины. Поразителен анализ педагогического пространства университетов, работы лектора высшей школы и непреходящей, вечной проблемы отцов и детей.
Особо хотелось бы отметить и рекомендовать читателю великолепные эссе. И, прежде всего, СВЕТЛЫЙ ЧЕРНЫЙ. Возможно, это одно из лучших публицистических произведений на русском языке за многие последние годы. Оно посвящено Василию Ильичу Черному – первому секретарю обкома, одному из руководителей партизан Крыма, который никогда не был партийным гаулейтером и цековским сатрапом. Первому секретарю обкома, который сознательно не выполнял директивы ЦК КПСС по кадровой политике в отношении еврейского населения СССР, и двенадцать лет (!) защищал Тамбов и Тамбовскую область от государственного антисемитизма. За что и был снят с поста. Запоминается и ОСВОБОЖДЕНИЕ ДУДЕЛЕ – о трагической судьбе евреев, «освобожденных» при захвате Советским Союзом Молдавии, «освобожденных» от нажитого имущества в Бессарабии и Буковине, «освобожденных» от ненужной свободы при депортации, в теплушках с забранными кованными решетками оконцами в Сибирь, «освобожденных» от отцов и старших братьев, сгинувших в Гулаге…
Необычна фантастика. Речь идет не о социальной, а о научной фантастике, когда, словами Брюсова: «Из круга жизни, из мира прозы/ Мы вброшены в невероятность». Фантастика Финкеля базируется на серьёзной физике, геофизике, биофизике и медицине. ФУДЖИТА 6 увлекательно и в детективной форме рассказывает нам об ужасающем природном явлении, а ОКТОПУС – знакомит нас с американской физической версией конструкции Души, и рассказывает о жестокой болезни, связанной с её травмированием. В одном из произведений этого раздела повествуется о возможных причинах и механизмах образования Калифорнии, Сахалина, Курильских островов, Камчатки и Японии.
ЛЮБОВЬ И СТАЛЬ – книга литературно, душевно и информативно богатая, захватывающе интересная, и много дающая читателю. И главное, позволяющая отдохнуть и подумать!
Издана книга великолепно! Строго и романтично, в одно и то же время!
Семен Вайн