Я твердо верю, что ничего не случается просто так. Разубеждать меня не надо, все равно я не “разубедюсь”. (Кстати, буду благодарна за подсказку правильной глагольной формы.)
В бруклинской библиотеке Kings Bay я оказалась на час раньше положенного срока и почему-то решила, что буду первая. И напрасно. Зал, где проходят литературные встречи, был уже почти полон. Приветствия, поцелуи, улыбки; авторы и их слушатели; кто-то будет читать стихи, кто-то петь, а кто-то будет внимательно слушать каждого исполнителя и думать о своем. Немного волнения, чудесная обстановка предвкушения праздника.
Сегодня читают о любви. Что может быть лучше, когда на дворе февраль и тебе уже давно не семнадцать, но сердце все равно отзывается на красоту слова, на искренность интонации, на тепло, которое излучают стихи талантливых людей.
Стихи о любви… И вдруг – сама жизнь, как стихотворение о любви.Здесь же, у входа в зал, за час до начала, совершенно случайно и непонятно почему происходит чудо. Оно же всегда происходит вдруг, случайно и непонятно почему. Просто один очень хороший человек в двух словах рассказывает мне свою историю любви. Это совсем не стихи, это – проза. Нет, неправда, это – поэзия: познакомились в шесть лет, с тех пор всю жизнь вместе. А еще сорок человек одноклассников тоже здесь, в Америке. И все тоже переженились между собой. И каждый год встречаются. И еще учительницу девяносто четырех лет от роду на эти встречи привозят.
Ну и как можно после этой истории слушать стихи о любви? Отвечаю: с трепетом, понимая, что поэзия и реальная жизнь намного ближе, чем это принято считать.
Пятнадцать поэтов. За спиной у каждого свои драмы, слезы и откровения, благодарность жизни за счастье любить и что там еще… да мы же все знаем, что там еще: много, очень много, о чем не расскажешь даже за рюмкой или бокалом, или даже стаканом. О чем лучше всего получается написать. Написать так, чтобы потом самому удивиться, как же это его угораздило, неужели же это его собственные строчки…
Я люблю слушать мужские стихи о любви. Потому что, во-первых, их авторы всегда немножко стесняются: приходится признаваться, пусть и в стихотворной форме, в сокровенном. Поэтому – всегда немного иронии (на всякий случай) и – совершенно детская беззащитность, которую не проконтролируешь и которой жесткие рамки рифм послушно уступают свое место.
Михаил Бриф, Юрий Бердан, Александр Долинов, Рудольф Фурман – какая культура слова, какое удовольствие наблюдать за игрой рифмы и глубинным, часто выстраданным смыслом, который кроется за ними…
Юрий Бунчик – всегда особняком, потому что так искренне и открыто призваться в любви к Женщине дано немногим.
Ну и класссика жанра – женская лирическая поэзия. Неужели это может быть все еще интересно? Может. Приходите и послушайте, что и как читают Лиана Алавердова, Ирина Акс, Елена Грачёва, Ребекка Левитант, Галина Лейбович, Елена Литинская, Лина Шнейдер и Татьяна Щеголева.
Бродский говорил, что главное в поэзии – ее мелодия. Вот эту негромкую, рассчитанную на внимательного и разборчивого слушателя мелодию можно было услышать, когда к микрофону подходили эти поэтессы. Нет, наверное, неправильно, потому что правильнее – поэты.
Этот вечер был бы неполным, если бы там не прозвучала музыка. Авторские песни изысканной Ларисы Гертман и бардовская классика в исполнении Василия Кольченко, легендарное «Чудо Рыжее» Александра Долинова и Бэллы Коптенковой, полностью совпали по тональности со стихами, звучавшими на этом вечере.
Ну, а когда зазвучала полувековой давности «Ты у меня одна» Визбора, и весь зал запел вместе с Кольченко, со мной что-то случилось. Просто стало трудно дышать, и слезы – их же так трудно удержать, и этот противный ком в горле, когда не вдохнуть, не выдохнуть. И когда больше всего хочется, чтобы мы вот так, все вместе, негромко пели бы, каждый вспоминая о своем…
Я верю, что все случается не просто так. И этот вечер случился тоже не просто так. И еще долго он будет греть меня воспоминаниями об истории любви, о стихах, о том, как мы все вместе пели.
А случилось это в феврале, на исходе зимы, 2019 года. Когда все устали от зимы и ждут весны. Но. Я прошу вас, не гоните февраль, и не торопите апрель. Не торопите жизнь. Пожалуйста.
Татьяна Шереметева
Видеозапись марафона
Спасибо, Татьяна, за такой доброжелательный обзор. Это была встреча единомышленников, и Вы были ее украшением!
Дорогая Татьяна!
Большое спасибо за Ваши тёплые и добрые слова обо мне, моём выступлении и обо всех участниках марафона.
“Не гоните февраль” — очень поэтично, тонко и точно. Это сделало Ваш комментарий-репортаж особенно привлекательным и необычным.
Несказанно рад, что встретил Вас.
Всего Вам самого доброго и светлого.
С искренней благодарностью,
Юрий Бунчик.
С большим удовольствием посмотрела видео поэтического марафона, но еще с бОльшим удовольствием прослушала замечательные стихи и бардовские песни. И уж окончательно отрадно стало на душе от мысли, что настоящая поэзия жива! Спасибо всем, кто принял участие в этом замечательном поэтическом празднике